«Холод» в сети. Взгляд поставщика оборудования

При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и как минимум устный инструктаж от продавца.

Но умные книжки кладутся в стол бухгалтерии, услышанные умные слова забываются... И начинается реальная жизнь оборудования, обычно далекая от той, что предусмотрена изготовителем, стандартами, правилами.

Из тепла да в полымя

Самое обидное, что возникающие проблемы с оборудованием у пользователей, выдвигаемые ими претензии к продавцам во время гарантийного срока и к обслуживающим организациям в последующий период, повторяются с пугающей одинаковостью и регулярностью из года в год.

В 99 % случаев проблемы возникают из-за нарушений норм и правил эксплуатации оборудования пользователями:

перегрузка охлаждаемых объемов хранимой продукцией;

отсутствие регулярного технического обслуживания, необходимого даже в гарантийный период;

использование некачественных подводящих электросетей;

превышение допустимой окружающей температуры;

отсутствие необходимой вентиляции в местах расположения холодильных агрегатов с воздушным охлаждением;

попытки использовать имеющееся оборудование в режимах, не предусмотренных заводами-изготовителями.

Продавцы продовольственных товаров с удивлением узнают, что холодильные витрины должны использоваться только лишь для кратковременной экспозиции продукции, требующей пониженной температуры хранения, и никак не могут служить «хранилищем», хотя «Правила торговли продовольственными товарами», созданные еще в советские времена, никто не отменял и не упрощал. По окончании работы магазина продукция из витрин должна убираться в холодильные камеры и шкафы, витрина — выключаться и в ней производиться уборка.

Включать холодильные витрины следует не менее чем за час до выкладки товаров, для того чтобы в охлаждаемом объеме установился требуемый температурный режим. Товары должны поступать предварительно охлажденные из холодильных камер и шкафов, а не «с колес», как часто бывает, поскольку для перевозки очень редко используется специальный изотермический транспорт, да и поставщики товаров грешат несоблюдением сохранения требуемой температуры поставляемой продукции. Нарушение этих требований приводит к повышению нагрузки на компрессор холодильного агрегата, чрезмерному потреблению электроэнергии, увеличению выделяемого тепла и необходимого времени непрерывной работы компрессора для достижения установленного температурного режима в витрине. «Теплая» продукция заставляет витрину быстрее терять достигнутый холод, уменьшается время отстоя компрессора, ухудшается соотношение цикла «включен/выключен» и далее по кругу. В результате даже самая надежная техника приходит в негодность, часто не выдерживая заявленных производителем гарантийных сроков, не говоря о расчетном времени службы не менее 5–7 лет (среднеевропейский срок обновления холодильного оборудования).

Лучше перегрузить, чем недогрузить

Выкладка продукции в витринах — это отдельная песня: со времен тотального дефицита продуктов неистребимо желание торгующих выставить напоказ изобилие предлагаемого товара. В витринах высятся вплоть до светильников «эвересты» колбасы, сосисок и сыров; «берлинскими стенами» упаковок тетрапак выстроена молочная продукция — всего много, красиво, но… Здесь же телефонный звонок на службу сервиса: «В витрине нет холода, портится продукция, спасайте!!!». А дело в том, что при такой выкладке холода быть не может в принципе:

во-первых: физику не победить — холодный воздух тяжелее теплого, холод вверх сам не идет;

во-вторых: при сплошном завале на экспозиционных поддонах холоду от испарителя витрины идти некуда, нарушается аэродинамика работы витрины;

в-третьих: компрессор работает без отключения, так как по датчику в охлаждаемом объеме «тепло»;

в-четвертых: из-за отсутствия теплообмена в испарителе хладагент не испаряется полностью, охлаждает сам себя, конденсируется и поступает в компрессор в виде жидкости;

в-пятых: попытка компрессора прокачать через себя уже жидкий хладагент приводит однозначно к его гибели — нельзя сжать несжимаемое: разрушаются клапаны или даже полностью шатунно-поршневая группа (ШПГ);

в-шестых: если случай не сильно запущенный, то от повышенной нагрузки на ШПГ выходит из строя электродвигатель компрессора, не выдерживает долговременного перегрева обмоток, что приводит либо к пробою изоляции обмотки на корпус компрессора, либо к межвитковому замыканию, что однозначно выводит компрессор из строя.

Для исключения многих из перечисленных здесь неприятностей достаточно было бы соблюдать уже упоминавшиеся правила торговли:

во всех витринах должен быть указан «уровень холода», выше которого нет охлаждения продукции;

при выкладке продукции категорически запрещено загромождать испаритель витрины;

продукты должны выкладываться с промежутками, чтобы не препятствовать проходу охлажденного воздуха от испарителя между продуктами к воздухозаборнику, который обычно расположен в носовой части витрины;

отверстия воздухозаборников должны быть всегда свободны и т. д.

Техника заботу любит

Отношение пользователей к торговому холодильному оборудованию вызывает в большинстве случаев только сожаление. В агрегатных отсеках витрин чего только нет: обрывки бумаг, ценники, упаковочные пакеты, пыль, мусор — все это притягивается к конденсаторам, препятствует нормальному теплообмену, нарушает условия конденсации хладагента вплоть до заклинивания крыльчатки вентилятора конденсатора. В результате — перегрев компрессора и т. п. Зачастую даже ежемесячное техническое обслуживание сервисными предприятиями не спасает от этой беды.

Ясно и понятно стремление пользователей сэкономить на оплате за регулярное техническое обслуживание. Зачем платить, если и так все работает? В этом и скрыты подводные камни будущих немалых затрат: здесь, как в медицине — дешевле и легче принять профилактические меры к болезни, чем потом прибегать к хирургическому вмешательству и последующему длительному реабилитационному периоду.

Все вышеперечисленные причины выхода холодильной техники из строя не могут рассматриваться как гарантийные претензии, так как не являются заводскими дефектами оборудования и возникают только лишь от нарушений норм и правил эксплуатации.

Иначе как халатностью не назовешь пренебрежение пользователей холодильной техникой к современным устройствам защиты, контроля и автоматики управления режимами работы холодильных машин. Любое упрощение в схемах на первый взгляд не приносит вреда, ведь работает же и так. Да, работает, но как работает? Как долго проработает? Что произойдет при возникновении нештатной ситуации? Во что обойдется ремонт? Наверное, лучше будет, если защитные устройства отключат дорогостоящее оборудование на время перебоев в питающей сети или при утечке хладагента, чем сгорит или заклинит мотор-компрессор, являющийся «сердцем» любой холодильной машины. Эти же устройства должны быть просто необходимыми с точки зрения соблюдения элементарных требований техники безопасности, так как движущей силой для любого оборудования является электроэнергия, требующая очень уважительного к себе отношения во всех смыслах. Но! Даже самая «навороченная» автоматика не является панацеей от бед и может лишь рассматриваться как необходимая страховка. Все равно технику создают, программируют, эксплуатируют и техникой пользуются ЛЮДИ, а это самый непредсказуемый фактор, который так и тянет испробовать «незадокументированные функции»…

Окружающие условия при эксплуатации холодильной техники требуют специального внимания. В современных торговых залах имеется большое количество разнообразного оборудования, все, что включено в розетку, при работе выделяет большое количество тепла. Современные продукты требуют все более жестких и различных температурных условий для сохранения сроков реализации, для чего необходимо наличие более мощного и разнообразного холодильного оборудования, которое будет выделять еще больше тепла. Уже сегодня практически нет магазинов, не оснащенных мощными кондиционерными установками, которые даже в природных условиях Беларуси эксплуатируются более шести месяцев в году. Торговые предприятия начали осознавать, что создавая комфортные условия для покупателей, они осуществляют заботу и о собственном персонале, который вынужден трудиться в данных условиях в течение смены, и, как это ни парадоксально, помогают снизить энергетические и материальные затраты на обеспечение нормальной работы холодильного оборудования, повысить его надежность и продлить срок службы.

Зачем нужна вентиляция

Агрегатные помещения холодильных камер торговых предприятий в основной массе не рассчитаны на размещение мощных холодильных машин с воздушным охлаждением. Перспектива развития таких предприятий однозначно ведет к росту требуемых холодильных мощностей, что неизбежно увеличит производство тепла холодильными агрегатами и усугубление проблемы вентиляции. Прямое решение задачи — вынос конденсаторов за пределы зданий — помогает, но не всегда: многие магазины расположены в жилых домах и возникает проблема промышленного шума. Существуют конденсаторы с малошумными вентиляторами, но они более громоздкие и дорогостоящие, чем обычные. Возникают проблемы с размещением их на стенах: необходимы защитные ограждения, так как высоко не поднимешь, выше — окна жильцов.

Выход: восстановление существующих систем вентиляции, предусмотренных проектами зданий, так как из-за простого разгильдяйства и халатности, отсутствия контроля и обслуживания — «экономия» на всем! — эти системы либо заглушены, либо разрушены.

На сегодняшний день наиболее перспективным направлением в комплексном решении обеспечения предприятий (да и жилых помещений тоже) холодо- и теплоснабжением является технология тепловых насосов. Экономическая отдача от внедрения такого изначально дорогого оборудования проявится далеко не сразу и, судя по состоянию холодильного рынка Республики Беларусь, предложения в этой сфере намного превышают только-только зарождающийся спрос. Однако продавцы уже сейчас не стремятся быть альтруистами…

Самая большая проблема с вентиляцией, размещением оборудования возникает в тех случаях, когда под торговлю продовольственными товарами пытаются приспособить помещения, которые никак не рассчитывались для этих целей, например: подвалы, подъезды, бывшие промтоварные магазины. В этих случаях совет для желающих это сделать — очень хорошо подумать, пригласить профессионалов для консультаций, оценить физические, технические и финансовые возможности для реализации такого проекта и только потом принимать решение, чтобы не было впоследствии «мучительно больно» за бесцельно потраченные время и средства.

Виктор НОВИКОВ, главный инженер ТЧУП «АнеромХолод», заместитель председателя АПИМХ, советник МАХ