Вы здесь

«Холод» в сети. Взгляд поставщика оборудования

При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и как минимум устный инструктаж от продавца.

Но умные книжки кладутся в стол бухгалтерии, услышанные умные слова забываются... И начинается реальная жизнь оборудования, обычно далекая от той, что предусмотрена изготовителем, стандартами, правилами.

Из тепла да в полымя

Самое обидное, что возникающие проблемы с оборудованием у пользователей, выдвигаемые ими претензии к продавцам во время гарантийного срока и к обслуживающим организациям в последующий период, повторяются с пугающей одинаковостью и регулярностью из года в год.

В 99 % случаев проблемы возникают из-за нарушений норм и правил эксплуатации оборудования пользователями:

перегрузка охлаждаемых объемов хранимой продукцией;

отсутствие регулярного технического обслуживания, необходимого даже в гарантийный период;

использование некачественных подводящих электросетей;

превышение допустимой окружающей температуры;

отсутствие необходимой вентиляции в местах расположения холодильных агрегатов с воздушным охлаждением;

попытки использовать имеющееся оборудование в режимах, не предусмотренных заводами-изготовителями.

Продавцы продовольственных товаров с удивлением узнают, что холодильные витрины должны использоваться только лишь для кратковременной экспозиции продукции, требующей пониженной температуры хранения, и никак не могут служить «хранилищем», хотя «Правила торговли продовольственными товарами», созданные еще в советские времена, никто не отменял и не упрощал. По окончании работы магазина продукция из витрин должна убираться в холодильные камеры и шкафы, витрина — выключаться и в ней производиться уборка.

Включать холодильные витрины следует не менее чем за час до выкладки товаров, для того чтобы в охлаждаемом объеме установился требуемый температурный режим. Товары должны поступать предварительно охлажденные из холодильных камер и шкафов, а не «с колес», как часто бывает, поскольку для перевозки очень редко используется специальный изотермический транспорт, да и поставщики товаров грешат несоблюдением сохранения требуемой температуры поставляемой продукции. Нарушение этих требований приводит к повышению нагрузки на компрессор холодильного агрегата, чрезмерному потреблению электроэнергии, увеличению выделяемого тепла и необходимого времени непрерывной работы компрессора для достижения установленного температурного режима в витрине. «Теплая» продукция заставляет витрину быстрее терять достигнутый холод, уменьшается время отстоя компрессора, ухудшается соотношение цикла «включен/выключен» и далее по кругу. В результате даже самая надежная техника приходит в негодность, часто не выдерживая заявленных производителем гарантийных сроков, не говоря о расчетном времени службы не менее 5–7 лет (среднеевропейский срок обновления холодильного оборудования).

Лучше перегрузить, чем недогрузить

Выкладка продукции в витринах — это отдельная песня: со времен тотального дефицита продуктов неистребимо желание торгующих выставить напоказ изобилие предлагаемого товара. В витринах высятся вплоть до светильников «эвересты» колбасы, сосисок и сыров; «берлинскими стенами» упаковок тетрапак выстроена молочная продукция — всего много, красиво, но… Здесь же телефонный звонок на службу сервиса: «В витрине нет холода, портится продукция, спасайте!!!». А дело в том, что при такой выкладке холода быть не может в принципе:

во-первых: физику не победить — холодный воздух тяжелее теплого, холод вверх сам не идет;

во-вторых: при сплошном завале на экспозиционных поддонах холоду от испарителя витрины идти некуда, нарушается аэродинамика работы витрины;

в-третьих: компрессор работает без отключения, так как по датчику в охлаждаемом объеме «тепло»;

в-четвертых: из-за отсутствия теплообмена в испарителе хладагент не испаряется полностью, охлаждает сам себя, конденсируется и поступает в компрессор в виде жидкости;

в-пятых: попытка компрессора прокачать через себя уже жидкий хладагент приводит однозначно к его гибели — нельзя сжать несжимаемое: разрушаются клапаны или даже полностью шатунно-поршневая группа (ШПГ);

в-шестых: если случай не сильно запущенный, то от повышенной нагрузки на ШПГ выходит из строя электродвигатель компрессора, не выдерживает долговременного перегрева обмоток, что приводит либо к пробою изоляции обмотки на корпус компрессора, либо к межвитковому замыканию, что однозначно выводит компрессор из строя.

Для исключения многих из перечисленных здесь неприятностей достаточно было бы соблюдать уже упоминавшиеся правила торговли:

во всех витринах должен быть указан «уровень холода», выше которого нет охлаждения продукции;

при выкладке продукции категорически запрещено загромождать испаритель витрины;

продукты должны выкладываться с промежутками, чтобы не препятствовать проходу охлажденного воздуха от испарителя между продуктами к воздухозаборнику, который обычно расположен в носовой части витрины;

отверстия воздухозаборников должны быть всегда свободны и т. д.

Техника заботу любит

Отношение пользователей к торговому холодильному оборудованию вызывает в большинстве случаев только сожаление. В агрегатных отсеках витрин чего только нет: обрывки бумаг, ценники, упаковочные пакеты, пыль, мусор — все это притягивается к конденсаторам, препятствует нормальному теплообмену, нарушает условия конденсации хладагента вплоть до заклинивания крыльчатки вентилятора конденсатора. В результате — перегрев компрессора и т. п. Зачастую даже ежемесячное техническое обслуживание сервисными предприятиями не спасает от этой беды.

Ясно и понятно стремление пользователей сэкономить на оплате за регулярное техническое обслуживание. Зачем платить, если и так все работает? В этом и скрыты подводные камни будущих немалых затрат: здесь, как в медицине — дешевле и легче принять профилактические меры к болезни, чем потом прибегать к хирургическому вмешательству и последующему длительному реабилитационному периоду.

Все вышеперечисленные причины выхода холодильной техники из строя не могут рассматриваться как гарантийные претензии, так как не являются заводскими дефектами оборудования и возникают только лишь от нарушений норм и правил эксплуатации.

Иначе как халатностью не назовешь пренебрежение пользователей холодильной техникой к современным устройствам защиты, контроля и автоматики управления режимами работы холодильных машин. Любое упрощение в схемах на первый взгляд не приносит вреда, ведь работает же и так. Да, работает, но как работает? Как долго проработает? Что произойдет при возникновении нештатной ситуации? Во что обойдется ремонт? Наверное, лучше будет, если защитные устройства отключат дорогостоящее оборудование на время перебоев в питающей сети или при утечке хладагента, чем сгорит или заклинит мотор-компрессор, являющийся «сердцем» любой холодильной машины. Эти же устройства должны быть просто необходимыми с точки зрения соблюдения элементарных требований техники безопасности, так как движущей силой для любого оборудования является электроэнергия, требующая очень уважительного к себе отношения во всех смыслах. Но! Даже самая «навороченная» автоматика не является панацеей от бед и может лишь рассматриваться как необходимая страховка. Все равно технику создают, программируют, эксплуатируют и техникой пользуются ЛЮДИ, а это самый непредсказуемый фактор, который так и тянет испробовать «незадокументированные функции»…

Окружающие условия при эксплуатации холодильной техники требуют специального внимания. В современных торговых залах имеется большое количество разнообразного оборудования, все, что включено в розетку, при работе выделяет большое количество тепла. Современные продукты требуют все более жестких и различных температурных условий для сохранения сроков реализации, для чего необходимо наличие более мощного и разнообразного холодильного оборудования, которое будет выделять еще больше тепла. Уже сегодня практически нет магазинов, не оснащенных мощными кондиционерными установками, которые даже в природных условиях Беларуси эксплуатируются более шести месяцев в году. Торговые предприятия начали осознавать, что создавая комфортные условия для покупателей, они осуществляют заботу и о собственном персонале, который вынужден трудиться в данных условиях в течение смены, и, как это ни парадоксально, помогают снизить энергетические и материальные затраты на обеспечение нормальной работы холодильного оборудования, повысить его надежность и продлить срок службы.

Зачем нужна вентиляция

Агрегатные помещения холодильных камер торговых предприятий в основной массе не рассчитаны на размещение мощных холодильных машин с воздушным охлаждением. Перспектива развития таких предприятий однозначно ведет к росту требуемых холодильных мощностей, что неизбежно увеличит производство тепла холодильными агрегатами и усугубление проблемы вентиляции. Прямое решение задачи — вынос конденсаторов за пределы зданий — помогает, но не всегда: многие магазины расположены в жилых домах и возникает проблема промышленного шума. Существуют конденсаторы с малошумными вентиляторами, но они более громоздкие и дорогостоящие, чем обычные. Возникают проблемы с размещением их на стенах: необходимы защитные ограждения, так как высоко не поднимешь, выше — окна жильцов.

Выход: восстановление существующих систем вентиляции, предусмотренных проектами зданий, так как из-за простого разгильдяйства и халатности, отсутствия контроля и обслуживания — «экономия» на всем! — эти системы либо заглушены, либо разрушены.

На сегодняшний день наиболее перспективным направлением в комплексном решении обеспечения предприятий (да и жилых помещений тоже) холодо- и теплоснабжением является технология тепловых насосов. Экономическая отдача от внедрения такого изначально дорогого оборудования проявится далеко не сразу и, судя по состоянию холодильного рынка Республики Беларусь, предложения в этой сфере намного превышают только-только зарождающийся спрос. Однако продавцы уже сейчас не стремятся быть альтруистами…

Самая большая проблема с вентиляцией, размещением оборудования возникает в тех случаях, когда под торговлю продовольственными товарами пытаются приспособить помещения, которые никак не рассчитывались для этих целей, например: подвалы, подъезды, бывшие промтоварные магазины. В этих случаях совет для желающих это сделать — очень хорошо подумать, пригласить профессионалов для консультаций, оценить физические, технические и финансовые возможности для реализации такого проекта и только потом принимать решение, чтобы не было впоследствии «мучительно больно» за бесцельно потраченные время и средства.

Виктор НОВИКОВ, главный инженер ТЧУП «АнеромХолод», заместитель председателя АПИМХ, советник МАХ

Читайте также
Специалисты компании советуют, как избежать ошибок при эксплуатации оборудования При приобретении любого холодильного...
При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по...
При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by