Вы здесь

Год под грифом диверсификации экспорта

Можно какие угодно выдавать прогнозы по поводу того, что именно нас ждет в этом, по определению непростом году. Придет время — детали узнаем. Одно можно сказать точно уже сейчас. Для большинства игроков на продовольственном рынке страны 2016-й пройдет под знаком диверсификации экспорта. Как говорится, выбор сделан, Рубикон перейден.

О кратких итогах недавно покинувшего нас 2015 года с четким прицелом на год наступивший мы расскажем вам с начальником Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексеем БОГДАНОВЫМ, признанным экспертом нашего издания.

Плюcы и минусы прошлого года. Что они дают?

Итак, одним из итогов 2015 года стал следующий факт. По предварительным статистическим данным, экспорт (речь про организации, входящие в систему Минсельхозпрода) в денежном выражении «застыл» на уровне 2271,6 млн долларов. Это лишь 75 % к уровню прошлого года. Причины такого результата в целом известны и предсказуемы.

Напомню лишь самые выдающиеся:

• девальвация российского рубля;
• снижение покупательского спроса населения в РФ;
• падение цен на молочную продукцию на мировом рынке.

По некоторым расчетам, белорусские экспортеры продовольствия в 2015 году не добрали почти 900 млн долларов.

Стоит особо отметить в связи с этим несколько статистических фактов, достаточно ярких:

• по сравнению с 2014 годом, цены на молоко и молочные продукты в 2015-м снизились сразу на 35,1 %;
• по мясу и мясопродуктам цены снизились чуть менее, но все равно весьма чувствительно — на 27,7 %.

Не нам говорить и не вам слушать про этот очевидный факт: качественная мясо-молочная продукция — своеобразный локомотив всего состава под названием «отечественный экспорт продовольствия». Можно также назвать данную группу своеобразным индикатором… успешности работы всего сельскохозяйственного сектора Беларуси за пределами страны.

Помимо всего названного, на ситуацию с белорусским экспортом повлияли действия Россельхознадзора, так или иначе направленные на ограничение поставок белорусских продуктов. Этот горестный свиток можно разматывать очень долго. Не хватит ни времени, ни сил, ни смысла, а самое главное — желания читать столько об объективных проблемах. Тем более ушедший год нес нам отнюдь не только голый негатив. Например, в натуральном выражении в 2015 году был зафиксирован рост по большинству экспортных позиций. Вот лишь небольшой список.

Итак, в 2015-м из Беларуси были увеличены поставки на экспорт:

• сыров и творога — на 1,1 %;
• сухого обезжиренного молока — на 32,6 %;
• сухого цельного молока — на 25,6 %;
• животного масла — на 28,2 %;
• мяса птицы — на 5,8 %;
• льноволокна — на 47,1 %;
• картофеля — на 24,6 %;
• овощей и грибов — на 21 %.

Напомним, вся эта статистика сформирована на основании данных, предоставленных предприятиями, входящими в структуру Минсельхозпрода. Кроме того, по итогам 2015 года удалось сократить объемы импорта и выйти на положительное сальдо на уровне 1714,6 млн долларов.

Еще чуть-чуть назад

В прошлые годы также существовала диверсификация экспорта, никто не спорит. В том же 2014 году предпринимались уверенные попытки поставить максимальные объемы белорусской сельхозпродукции на рынки третьих стран. Тогда белорусские продукты экспортировались в 46 государств. А по итогам 2015-го в этот расширенный список попали уже 52 страны.

Крупнейшими импортерами нашей сельхозпродукции, помимо России и Казахстана — основных партнеров по ЕАЭС, — стали Германия, Литва, Латвия, Польша, Азербайджан, Китай, Украина, Молдова. При этом на долю РФ пришлось 94,4 % белорусских поставок. Сказать что это — львиная доля, будет ничего практически не сказать.

Игры кончились

В 2016 году, как уже было сказано, стоит задача максимально развивать экспорт по новым параллелям и меридианам. Дополнительно произведенная (в натуральном выражении) отечественная продукция будет в большей степени ориентирована на рынки третьих стран, не всегда привычных для нас всех.

Тем не менее — это факт.

Важно отметить поступательность шагов Беларуси в данном направлении. В начале января стало понятно: производителям и поставщикам удалось выполнить постановление Совета Министров от 24.12.2014 № 1239 по экспорту товаров на новые перспективные рынки. В 2015 году предписывалось поставить продукции на 800 тыс. долларов. Сказано — сделано. Корни этого, не самого пока крупного, локального успеха можно четко объяснить с помощью двух фактов.

1. По сравнению с 2014 годом организациями Минсельхозпрода были осуществлены поставки в 12 новых стран — Афганистан, Индию, Палестину, Сирию, Саудовскую Аравию, Австралию, Нигер, Филиппины, Словению, Великобританию и т. д.

2. За истекший год более 25 стран посетили представители Минсельхозпрода, проведя там достаточно плодотворные переговоры, заключая различные договоры и т. д.

Неслучайно, что в 2016 году Минсельхозпрод планирует увеличить данный показатель (поставки на новые перспективные рынки) почти в четыре раза. Более предметно сказать сложно — постановление готовится. Зато сейчас ясно другое: планы по экспорту на 2016-й в денежном отношении серьезно увеличены. Рост намечен на 105,5 %. Минсельхозпрод настроен выполнить данное постановление правительства. При этом все сознают, насколько непросто будет добиться положительного результата на «направлении главного удара». Поэтому предпринимаются шаги по стимулированию грамотной экспортной активности. В частности, под патронажем Минсельхозпрода на ближайшие месяцы запланировано проведение международного экспортного форума, а также узкоспециализированного семинара по диверсификации экспорта (для сотрудников отделов ВЭД соответствующих предприятий).

Географию придется изучать лучше

В планы проведения национальных выставок за пределами Беларуси (частично финансируются за счет государства) на 2016 год включены достаточно экзотические для большинства белорусских предприятий страны. Речь идет о Японии, об Индии, ОАЭ, о Вьетнаме, Германии, Грузии, Боливии, об Иране и др. Можно совершенно точно констатировать: вектор наших внешних интересов направлен на страны с высоким уровнем дохода населения, где будут способны покупать не всегда дешевую, но качественную белорусскую продукцию.

Есть также огромный потенциал для развития взаимоотношений с африканским континентом. Возможно, это тема для плотного сотрудничества и контактов если не в 2016 году, то точно в самое ближайшее время. На данном направлении предусмотрено решение задач в комплексе (то есть не только торговых вопросов): обучающие программы по подготовке фермеров, трансферт технологий, совместные производственные и инвестиционные проекты. Разумеется, речь идет про страны с серьезным уровнем ВВП, где также есть политическая воля: выводить отношения с Беларусью на новый уровень.

Очень серьезны планы у Минсельхозпрода в части сотрудничества на продовольственном рынке Японии. По статистике, это — одна из наиболее импортоемких стран в сельскохозяйственной сфере в мире. О ее финансовых и прочих возможностях говорить не стоит: зачем перегружать текст заведомыми банальностями?

Разумеется, основным юго-восточным партнером Беларуси был и останется Китай. Кроме того, в нынешнем году ряд молочных предприятий нашей страны будет открыт для поставок продукции в Индонезию (в декабре Беларусь успешно прошла аудит индонезийской ветеринарной службы): 1000 тонн молочной продукции запланировано к ввозу в эту страну на текущий год. Кроме того, в 2016 году может состояться прорыв в сфере реализации белорусской мясной продукции на китайском и иранском рынках. В данный момент решается вопрос сертификации — одни из самых «долгоиграющих» вопросов.

Министерский посыл

В Минсельхозпроде не в первый уже раз озвучивают свою позицию: необходимо как можно больше и активнее работать отделам ВЭД предприятий, выходящих на внешние рынки. Принцип «Россия у нас все заберет, и за хорошие деньги» звучит почти так же, как иронический слоган из романа «12 стульев»: «Заграница нам поможет».

Курс российского рубля в последние месяцы только и делал, что снижался по отношению к доллару. В итоге цены на молочную продукцию (сыры, СОМ, СЦМ) в России перестали быть премиальными и практически сравнялись с мировыми. Конечно, никто не говорит о том, что от российского рынка необходимо уходить, но вместе с тем нельзя, как говорится в народе, продолжать «складывать яйца в одну корзину».

«Необходимо включаться в конкурентную борьбу за внешние рынки третьих стран, — резюмирует Алексей Богданов. — Мы об этом говорим уже на протяжении нескольких лет. И теперь, глядя на ситуацию с российским рублем, наверно, самые неверующие вынуждены будут согласиться с нами».
Как бы там ни было, сейчас сложилась ситуация, объективно способствующая активизации белорусских перерабатывающих предприятий на новых рынках. Жизнь их сама подталкивает в этом направлении. Перспектива ближайших лет для них также прослеживается четко. Необходимо наращивать объемы экспорта и расширять ассортимент. Вслед за сухим молоком в список постоянно экспортируемых из Беларуси продуктов обязаны войти сыры и творог, цельномолочная продукция.

Остается лишь «не к месту» процитировать фразу из произведения О. Генри под емким названием «Дороги, которые мы выбираем»: «Боливар не выдержит двоих».

 

 

Читайте также
Так вкратце оценили итоги «Белагро-2016» многие специалисты. Вроде бы, хороший повод для того, чтобы ставить точку...
Такой оперативный вывод можно сделать, ознакомившись со статистическими данными, отражающими работу предприятий...
Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: отношения Беларуси с ЕС в нынешнем году...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by