Вы здесь

Эволюция молочной упаковки

Многоразовая стеклянная посуда и картонные «треугольнички» — это уже история для производителей упаковки молочной продукции. К слову сказать, в последнем случае молоко можно было и не донести до пункта назначения. Оно могло «убежать» благодаря плохому качеству соединения швов на ребрах упаковки. Естественно, современные производители такого казуса не допустят, предлагая молокопереработчикам различный ассортимент упаковочных материалов, укупорочных средств и потребительской тары. Все большую популярность на рынке приобретает пластиковая упаковка.

Пластиковая тара: виды, особенности и преимущества использования

Объемы производства и использования пластиковой упаковки на территории Единого таможенного пространства, в том числе и в Российской Федерации, значительно увеличились. Причем динамика роста наблюдается по двум направлениям. Первое включает применение пластиковых изделий для упаковки всевозможных пастообразных продуктов. К такой упаковке относятся стаканчики и коробочки с различными типами крышек, которые запаиваются специальной фольгой. Их наполняют йогуртом, сметаной, творогом, сгущенкой.

Второе направление предполагает использование термонадувных пластиковых бутылок и банок. Они изготавливаются в основном из полиэтилена высокой плотности, полипропилена и полиэтиленфтолата (ПЭТ). Технология производства такой упаковки специально разработана для розлива молока, жидких и пастообразных молочных продуктов. ПЭТ — это полиэфирный пластик, принципиально другой по своей физической и химической природе материал по отношению к полиэтилену. Он хорошо поддается переработке и вторичному использованию.

Различают два типа процесса упаковывания молочных продуктов в термоформованную тару — прерывный и непрерывный. В первом случае производство лент и термоформование изделий осуществляются на термопредприятии. Затем уже готовые стаканчики и коробочки поставляются на молокоперерабатывающий завод, и там уже осуществляются дозирование, фасование и укупоривание молочной продукции. К недостаткам прерывного процесса следует отнести значительное количество единиц используемого оборудования, большие занимаемые площади, ручной труд, сложность обеспечения требуемой микробиологической чистоты тары. Как показывает статистика, готовые стаканчики являются достаточно рисковой тарой с точки зрения микробиологической безопасности.

Процесс дозирования, фасования и укупоривания может осуществляться на одном автомате, который работает по принципу формфелсил (формирование-наполнение-укупоривание). То есть непосредственно от ленты до расфасованной и укупоренной единицы продукции в данной потребительской таре. Это уже непрерывный процесс производства молочных продуктов, который имеет ряд преимуществ. Среди них — практически полное исключение попадания дефектной емкости под заполнение продуктом, поскольку контроль качества выполняется дважды — на выходе из термоформующего аппарата и на входе в фасовочно-упаковочный аппарат. Кроме этого, использование непрерывного процесса производства гарантирует минимум потерь продукции во время упаковывания. При сегодняшнем уровне развития техники и технологий переработки пластмасс, наличия внутрирулонного полотнища потери продукции в автоматах, работающих по принципу формфелсил, крайне редки.

Достоинствами этого процесса являются:

• многофункциональность и компактность использования оборудования;

• возможность оперативной переналадки оборудования при переходе с одного вида полимерного материала на другой, при смене формующего инструмента для изготовления единиц тары другой вместимости и конфигурации;

• меньшее число обслуживающего персонала.

C помощью таких автоматов можно изготавливать изделия практически любой конфигурации: прямоугольной, овальной, треугольной, а также стаканчики и коробочки с круглыми краями и без них. Кроме того, большие перспективы связаны с внедрением выдувной полиолефиновой тары для пастеризованной и стерилизованной молочной продукции, в том числе детского ассортимента. В России ее использование регулируется требованиями ГОСТа «Потребительская тара полимерная». В техническом регламенте Таможенного союза такого термина нет. Вместе с тем, данный вид тары относительно дешевый (2-е место по стоимости после молочной пленки). Она может иметь различное отношение площади поперечного сечения горловины к площади поперечного сечения изделия, и это отношение может изменяться в широком диапазоне — от 3 до 100 %.

В зависимости от применяемой оснастки экструзионно-выдувного оборудования выдувная тара может быть различной формы, конфигурации и вместимости. Благодаря своему разнообразию и функциональному назначению в последние годы такой вид тары стал широко применяться рядом молочных предприятий. Кроме низкой стоимости, к ее достоинствам следует отнести небольшую массу, различные типоразмеры, высокую прочность, надежность при эксплуатации.
Интерес молокопереработчиков к пластиковым бутылкам в немалой степени вызван их привлекательностью для апробирования новых ассортиментных решений. Разработка какого-либо нового продукта и внедрение его на рынок требуют значительных затрат на заказ той или иной упаковки. Здесь пластиковая бутылка служит для производителя свое-образной палочкой-выручалочкой. Производитель может заказать небольшую партию этикеток на продукт и оценить потенциальный спрос на новый товар в той же пластиковой бутылке.

Для производства пластиковых бутылок используются полимеры — полиэтилен высокого и низкого давления, полипропилен и полиэфиры, полиэтилентерефталат. В 90 % случаях бутылочную упаковку выпускают непосредственно на территории молокоперерабатывающего предприятия. Как на любую другую продукцию, здесь производимую, на выпуск такой тары должен быть полный пакет документов — технические условия производства, технологическая инструкция и т. д. При условии реализации пластиковой бутылки только на территории субъекта хозяйствования в технических условиях должна быть фраза «тара изготавливается только для нужд предприятия». В этом случае на нее не требуется оформление декларации соответствия и другой документации.

На молочных предприятиях также производят ПЭТ-бутылки. Сырьем для их выпуска служат заготовки или так называемые преформы. Молокопереработчик приобретает заготовку и в результате осуществления определенных технологических операций получает бутылку без молочного наполнения. Поэтому на нее, как на любую продукцию, должен иметься комплект соответствующей технической документации, подтверждающий ее безопасность. Использование ПЭТ-бутылки также демонстрирует динамику роста. Однако следует помнить, что с учетом ее прозрачности она не удовлетворяет требованиям светонепроницаемости.

Полиэтиленовые или пропиленовые бутылки, которые производятся из гранул, абсолютно чистые в микробиологическом отношении. Поэтому им не требуются специальные процедуры ополаскивания озонированной водой или ультрафиолетовые воздействия. В то же время открытость преформы при производстве ПЭТ-бутылки определяет специфику ее применения. Такую высокобарьерную тару целесообразно применять для упаковки кисломолочных напитков, особенно газированных. К примеру, она совершенно незаменима в качестве упаковки для кумыса.

Контроль упаковки

В соответствии с техническим регламентом ТС «О безопасности упаковки» контроль за безопасностью упаковки, формируемой в процессе производства молочной продукции, должен обеспечиваться совокупностью требований к применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией в части санитарно-гигиенических показателей, а также требованиям к механическим показателям, химической стойкости и герметичности. Как показывает практика, не каждое предприятие знает, как организовать данный процесс. Требования статей регламента распространяются на все типы упаковки и укупорочные средства, которые изготавливаются производителем продукции в процессе ее производства. Причем большая доля упаковки на молокоперерабатывающих предприятиях формируется на этапе фасовки и розлива продукции. Такая упаковка не существует в индивидуальном виде, а только заполненная молоком или молочным продуктом.

Протоколы испытаний, подтверждающие соответствие типов упаковки и укупорочных средств требованиям вступившего в силу с 1 января 2016 года технического регламента ТС, включают определенный комплект доказательственных материалов. Молокоперерабатывающие предприятия Беларуси теперь отвечают за организацию контроля безопасности упаковки продукции при ее производстве перед контролирующим органом. В этой связи белорусским производителям рекомендуется разработать и ввести в действие некий стандарт локального характера, где будут прописаны процедура испытаний и организация контроля за безопасностью упаковки. Он должен включать несколько этапов, в томи числе, непосредственно входной контроль упаковки на молокоперерабатывающем предприятии и производственный контроль.

Первый этап входного контроля упаковки — это визуальная оценка внешнего вида упаковки на предмет наличия дефектов. При их обнаружении такая упаковка подлежит немедленному возврату. К слову, в договорах на поставку упаковочной продукции обязательно должны быть прописаны требования отсутствия дефектов в ней. Далее опять же визуально специалисты молокоперерабатывающего предприятия осуществляют оценку соответствия чертежу, макету либо контрольному оттиску, который производитель упаковки размещал при заказе.

На втором этапе входного контроля осуществляется проверка пакета сопроводительных документов на соответствие требованиям технического регламента ТС.

Представленная документация должна содержать:

• наименование упаковки или укупорочных средств;

• информацию о назначении упаковки или укупорочных средств. Они должны быть предназначены только для молочной продукции с точки зрения санитарно-гигиенических требований;

• условия хранения и транспортирования, возможность утилизации. Для многооборотной упаковки — способ обработки;

• наименование и место расположения изготовителя или производителя, информацию для связи с ним;

• наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем импортера;

• дату изготовления и срок хранения упаковки.

По мнению российских экспертов, ситуация с последним пунктом пакета документов в Беларуси и России сегодня выглядит не лучшим образом. Срок хранения упаковки изготовители должны указывать в технических условиях, однако на практике он нередко отсутствует. Между тем упаковка подвержена процессу старения, в результате чего происходят ее структурные изменения. У молокоперерабатывающих заводов со временем могут возникнуть проблемы с ее применением. К примеру, упаковка может начать издавать запах.

Следующий пункт входного контроля — проверка наличия декларации соответствия. Она оформляется на конкретное наименование упаковки или укупорочных средств, изготовленных из одних материалов и имеющих одинаковую конструкцию, отвечающих одним и тем же требованиям безопасности. Таким образом, три разных вида стаканчиков (граненный, круглый и т. д.) при их получении для молокопереработчика должны означать проверку наличия трех деклараций. В то же время полученная полиэтиленовая пленка с печатью «Молоко. Молоко топленое. Ряженка» — это одна и та же пленка с разной печатью.

Декларация о соответствии действительна на срок не более пяти лет для серийно выпускаемой продукции. В таком же документе на партию укупорочных средств срок действия не указывается. В этой связи многие производители упаковок и укупорочной продукции предпочитают жить «в условиях партии». Поэтому молокопереработчикам рекомендуется внимательно изучать их сопроводительные документы для оценки того, что они понимают под партией.
На этапе входного контроля определенные работы должна осуществить и лаборатория предприятия. Ее сотрудники измеряют ширину рулонов, геометрический размер заготовок пакетов, толщину материала упаковки, наружный и внутренний диаметры рулонов, массу квадратного метра материала упаковки и т. д. В сферу входного контроля также входит проверка наличия правильности маркировки. В рамках производственного контроля упаковки должны отслеживаться санитарно-гигиенические и механические показатели, химическая стойкость и герметичность упаковки.

Соблюдение всех этих требований и правил позволит обеспечить главный результат — сохранение качества и потребительских свойств молока и молочных продуктов в потребительской таре и упаковке.

Читайте также
Для любого производства, желающего развиваться и пытающегося выжить в конкурентной борьбе, всегда остро стоит...
Ежегодно в рамках профессионального конкурса «Брэнд года» компания Satio проводит маркетинговое исследование...
Почему завтра могут погибнуть пивоваренная и консервная отрасли Беларуси? В прошлом номере «Продукт.BY» мы планировали...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by