Экспортный потенциал воды

Беларусь активно участвует в мировой торговле и является экспортером многих продовольственных товаров.

В будущем планирует не только наращивать объемы своих поставок за рубеж, но и их географию. В том числе за счет стран Европейского союза. В этой связи перспективным направлением является производство природной минеральной и природной питьевой вод. Такая вода — одно из главных богатств Беларуси и она может стать дополнительным источником поступления валюты в страну.

По определению Генеральной ассамблеи ООН, период с 2005 по 2015 годы объявлен международным десятилетием действий «Вода — для жизни». Большинство стран-членов ООН считают, что вода является движущей силой для их устойчивого развития. В настоящее время около 60 % населения остро ощущают нехватку питьевой воды. Водо­обеспеченность 46 стран уже признана недостаточной. К 2040 году потребность в воде сравняется с имеющимися на земном шаре запасами. Согласно исследованиям, через несколько десятилетий питьевая вода будет стоить дороже нефти. Поэтому как к товару к ней присматриваются многие страны.

По данным Министерства природы и охраны окружающей среды, в Беларуси насчитывается около 200 открытых месторождений минеральных вод. С целью увеличения экспортных возможностей отечественных производителей в рамках реализации проекта Европейской технической помощи «Поддержка инфраструктуры качества в Республике Беларусь — безопасность пищевых продуктов» Белорусским институтом метрологии разработана редакция стандарта, который будет распространяться на природные минеральные и природные питьевые воды (за исключением обладающих лечебными свойствами), добываемые из недр Республики Беларусь и предназначенные для экспорта в страны ЕС.

Определение. Природная минеральная вода — это чистая в микробиологическом отношении вода, происходящая из подземных водоносных горизонтов и выходящая на поверхность из источников. От питьевой воды она отличается по природному составу, который характеризуется наличием минеральных веществ, и по природной чистоте. Причем обе эти характеристики сохраняются в неизменном виде, так как подземное происхождение такой воды защищает ее от любого риска загрязнения.

— Важный момент — к природным минеральным водам не относятся смеси, в том числе подземных вод, с разными условиями формирования их гидрохимических типов, природной минеральной воды с питьевой или с искусственно минерализованной водой, — отметила ведущий инженер отдела сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ), консультант Международной финансовой корпорации Елена БУЛАВИНА. — Состав, температура и другие существенные характеристики минеральной воды являются устойчивыми параметрами. Разработка источника природной минеральной воды будет осуществляться с разрешения ответственных гидрогеологических органов, в том случае, если будет установлено, что вода здесь соответствует требованиям стандарта. При этом оборудование для добычи должно быть установлено таким образом, чтобы предотвратить любую возможность загрязнения и сохранить все свойства, которыми вода характеризовалась, находясь в источнике.

— Официальный контроль и надзор за добычей, производством и распространением природной минеральной и питьевой воды осуществляются компетентными органами, — сообщила Елена Булавина. — К сожалению, в настоящее время данная функция распределена между несколькими органами государственного управления. Между тем такая работа должна управляться из одного центра. К слову, аналогичное замечание делали инспекторы Евросоюза по продукции животного происхождения. Опять-таки им было непонятно, кто является главным контролером в данной отрасли. Поэтому данную норму тоже нужно конкретизировать.

Признание. Еще один момент: природная минеральная вода, которая экспортируется в страны Европейского союза, должна быть признана таковой компетентным органом Беларуси. При этом на рынок Европейского союза она может быть выпущена в оборот, если получает признание компетентного органа одного из государств ЕС. А это возможно только в том случае, если компетентный орган Республики Беларусь предоставит документальное подтверждение соответствия минеральной воды требуемым стандартам. С учетом европейского опыта, срок действия такого сертификата не должен превышать 5 лет. Процедуру признания можно не проходить повторно только в том случае, если данный документ был продлен до окончания этого срока.

В стандарте указывается, что список природных минеральных вод, признанных в Европейском союзе, будет публиковаться в официальном журнале ЕС.

Обработка. В стандарте также установлены требования, которые касаются обработки природной минеральной и питьевой воды. В частности, может происходить отделение нерастворимых элементов, таких как соединение железа или серы, путем фильтрации при возможной предшествующей обработке кислородом. При условии, что такая обработка не изменит состава воды, а именно содержание в ней основных компонентов, обеспечивающих ее свойства. Также допускается очищение некоторых типов природной минеральной воды от соединений железа, марганца или серы путем обработки воздухом, обогащенным озоном. Опять-таки при этом состав должен оставаться неизменным. Никакие другие обработки не допускаются.

Маркировка. Этикетки природной минеральной воды должны содержать следующую информацию: состав с указанием характерных составляющих элементов, место добычи, название источника, идентификацию скважин. В случае, если вода прошла обработку, слова «прошла разрешенную обработку для очистки от фторидов» или «вода прошла разрешенную адсорбцию» размещаются рядом с анализом состава. Есть определенные требования и относительно названия. Использовать в нем наименование городской или сельской местности можно только в том случае, если оно относится к природной минеральной воде, чей источник разрабатывается в указанной местности. Иными словами, данная информация не должна вводить в заблуждение относительно места разработки источника.

Этикетка должна содержать любые указания по особым условиям хранения и использования, а также название или коммерческое обозначение и адрес субъекта хозяйствования. Кроме того, здесь должна присутствовать информация, которая позволяет идентифицировать партию, а именно стоять буква l (lot). Также на этикетках должны быть представлены сведения о номинальном объеме продукции, дате минимального срока годности или фраза «использовать до».

— Запрещается выпуск на рынок природных минеральных вод из одного и того же источника под разными торговыми наименованиями, — подчеркнула Елена Булавина. — На упаковках, этикетках, в рекламе нельзя использовать указание или изображение, а также другие знаки, которые в прямом или переносном смысле дают информацию о свойствах, которыми вода не обладает. К примеру, дату выдачи разрешения на разработку источника или результаты анализа. Также не допускаются любые указания свойств природной минеральной воды, которые могут иметь отношение к профилактике или лечению заболеваний.

Периодичность контроля. «Несмотря на то, что в ЕС такого требования нет, мы посчитали целесообразным ввести в стандарт раздел «Правила приемки и периодичность контроля», — пояснила Елена Булавина. — В Европе данные параметры отслеживаются на уровне изготовителя в программе производственного контроля. Нашим производителям такая процедура незнакома, поэтому чтобы адаптировать их к европейским реалиям, данные требования было решено изложить в виде стандарта. В частности, предлагается, что полный химический анализ, включая контроль за содержанием токсических элементов и уровнем радиоактивного загрязнения, следует проводить не реже одного раза в год. Краткий химический анализ, подразумевающий под собой определение основных ионов и минерализацию, — с периодичностью не менее одного раза в месяц. Органолептический и микробиологический контроль, а также контроль упаковки, маркировки бутилированной воды должны проводиться изготовителем в каждой партии. Документ о качестве и безопасности продукции выдается на каждую партию продукта.

— В ЕС действуют жесткие требования по качеству вод, технологиям добычи и оборудованию розлива по всей цепочке производства, — говорит Елена Булавина. — После получения признания бутилированной воды в одной из стран ЕС возможна ее поставка только в эту страну. Доступ на весь рынок ЕС разрешается лишь после включения ее в Список признанных вод из третьих стран, публикуемый Европейской ассоциацией. Учитывая это, нам предстоит серьезная работа, так как до сих пор в сфере производства природной питьевой и минеральной воды существует ряд проблем, которые необходимо в обязательном порядке решать.

Во-первых, нет перевода всех методов анализа воды, которые приведены в стандарте. Соответственно нашими лабораториями освоена лишь очень малая доля из них. В связи с этим не исключено, что производители, которые захотят экспортировать воду в страны Европейского союза, будут вынуждены использовать лаборатории, которые расположены на территории ЕС.

Во-вторых, не узаконена процедура признания. В первую очередь она должна пройти обсуждение в компетентных органах. Необходимо определить, кто будет осуществлять эту работу, по какому алгоритму и в каком виде. Пока данная процедура не узаконена и не определена, у белорусских производителей практически нет шансов поставлять свою воду в ЕС. В этом плане с природной питьевой водой гораздо проще — ее признание в соответствии с требованиями ЕС не требуется.

В-третьих, еще одна проблемная область: национальные требования имеют большие отличия от требований ЕС. Чем это грозит? Предприятиям придется столкнуться с достаточно непростой ситуацией. Поставляя продукцию на внутренний рынок, они должны будут соответствовать одним требованиям, а поставляя в Европу, — другим. Безусловно, это повлечет за собой существенные затраты. Единственный разумный выход — продолжить работу по гармонизации национального законодательства с требованиями ЕС. Это позволит минимизировать затраты производителей и сделать продукцию одинаково конкурентоспособной.