Вы здесь

Диверсификация… Не просто красивое слово

О подходах Минсельхозпрода к диверсификация экспорта молочной продукции, а также многом другом, актуальном для сегодняшнего и завтрашнего дня молочного рынка специально для «Продукт.BY» Алексей БОГДАНОВ, начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода.

О российском рынке и его роли

Здесь мы не меняем своих подходов, стараясь сохранить все то, что удалось достигнуть за последние годы. Суть такова. В России белорусская продукция (молочная в том числе. — Ред.) пользуется большой популярностью. И никакие скандалы в прессе, «закрытия» наших предприятий и прочая «пена» не пошатнут ее позиций. Рейтинг доверия у российского потребителя к нашей «молочке», ее качеству
и безопасности чрезвычайно высок.

С чем это связано? Прежде всего, мы производим натуральный, качественный товар. И я не думаю, что конкурентам получится подорвать авторитет Беларуси в глазах российского потребителя. Как говорят на Востоке: «Собаки лают — караван идет».

При этом никто не собирается почивать на лаврах. Постоянно ведется работа над совершенствованием технологических процессов производства сырья и его переработки, менеджмента на предприятиях, ветеринарно-санитарного контроля… Процесс этот бесконечен в принципе. Ведь производство не стоит на месте: развиваются мировые технологии, меняются подходы к вопросам качества, контроля и прочее.

Не сомневайтесь. Наша страна будет двигаться в том же направлении, что и весь мир. А с российскими партнерами мы намерены вести конструктивный диалог и отстаивать интересы Республики Беларусь.

Нюансы качества

В конце прошлого года независимые эксперты и Роспотребнадзор выборочно проверили местные продукты, представленные в российской торговле. В итоге качественным параметрам соответствовали две товарные позиции — водка и сушки. Сейчас появилась информация, что 60 % сыров на полках российских магазинов фальсифицировано. Эти, на самом-то деле весьма печальные факты, говорят об одном. В российских продовольственных магазинах и близко нет того порядка и контроля, который объективно имеется сегодня в Беларуси.

В России не всегда оправданно бравируют понятиями свободного рынка, невозможности введения ограничений, ущемления «его величества бизнеса» и прочими. Об опасности такого одностороннего подхода мы предупреждали российских коллег достаточно давно, предлагали навести порядок в торговых сетях, много дискутировали на эту тему. Однако, как писал вечный Крылов в басне «Зеркало и обезьяна»:

«Чем кумушек считать-трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал…

Россия предпочитает идти своим путем. К сожалению, там часто не думают о гражданах, чьи интересы этот самый распоясавшийся бизнес зачастую ущемляет. Впереди планеты всей оказываются интересы кучки дельцов. Взять, к примеру, сыроподобный продукт, под маркой которого продвигается на магазинные полки тот самый фальсификат.

На этот счет у нас с Россельхознадзором нет никаких разногласий, кстати. Мы в свое время выходили с совместной инициативой: взять под жесткий контроль сыроподобные продукты, но российский Минэкономразвития заблокировал данное решение.

И Россия имеет то, что имеет. Но при этом ужесточает контроль за белоруской продукцией. Железная логика…

Системы прослеживания

Мы периодически, с недоумением, что уж скрывать, слушаем и читаем сообщения в российской прессе и мнения наших доморощенных экспертов. Якобы после внедрения автоматизированной информационной системы «Меркурий», которую белорусы, мол, не хотят синхронизировать с россиянами, у белорусской молочной продукции начнутся проблемы… И они уже сейчас обдумывают, как будут «беспочвенно винить несчастный Россельхознадзор» из-за возникших проблем.

Все тут принципиально не так.

В Беларуси уже проходит испытания наша национальная информационная система прослеживаемости «AITS-Прослеживаемость». В штатном режиме идет работа по синхронизации двух систем — российской и белорусской.

Кстати, в Беларуси более 160 предприятий уже работают в «AITS-Прослеживаемости», практически ежедневно передавая туда все свои данные в электронном формате.

Дорожной картой предписано: до конца апреля должна завершиться синхронизация двух систем. Далее запланирована спокойная работа в тестовом режиме.

И если «Меркурий» окажется внедрен с 1 июля (хотя такой гарантии нет. — Ред.), мы сможем работать в едином электронном поле, безо всяких потрясений.

Но все же замечу, что нашим экспортерам необходимо поторопиться, особенно мелким и средним, с регистрацией в системе «AITS-Прослеживаемость», потому что времени до введения ЭВС осталось мало.

А процесс этот непростой: необходимо установить соответствующее оборудование, отладить системы учета и прослеживаемости внутри предприятия, обучить специалистов и, как говорится, набить руку еще до введения ЭВС… Чтобы избежать проблем с поставками на российский рынок с 1 июля текущего года.

Подводя приятные внешние итоги 2017 года

Белорусским молочным предприятиям, помимо всего прочего, особенно успешно удалась работа на рынке Китая. Принципиально важно и то, что в прошлом году изменилась структура экспорта в КНР сельхозпродукции.

До недавнего времени в Поднебесную по большому счету поставлялось хорошее сырье: льноволокно, кожа, рапсовое масло... Как правило, это продукция достаточно низкой степени переработки. Сейчас же преобладающую долю поставок в Китай составляют молочные продукты с высокой добавленной стоимостью.

Вот лишь две цифры.

В 2016 году доля белорусского молока и молокопродуктов в общем объеме экспорта сельхозпродукции на китайский рынок составляла 5 %.
В 2017-м показатель «молочки» в общем пироге достиг 64 %.

В частности, начались поставки таких высокомаржинальных продуктов, как пакетированное ультрапастеризованное молоко, сухие молочные продукты, сыр, творог, сливочное масло.

Принципиальные требования

Нам всем необходимо понять одно. Диверсификация экспорта — не просто красивое слово. Это — тяжелый, постоянный труд. Поэтому отечественным предприятиям просто как воздух требуются грамотные специалисты, знающие иностранные языки, умеющие продвигать и продавать товары на новых рынках.

Каждый руководитель того же молочного завода обязан четко понимать, что в «российских окопах» (как когда-то метко написало одно издание) никому отсидеться не удастся. Не то время.

Ведь Российская Федерация сейчас активно инвестирует огромные средства в развитие своего молочного скотоводства. Там строятся большие современные фермы и перерабатывающие предприятия. В России стоит задача обеспечить страну молоком полностью, а в перспективе — выйти на внешние рынки.

У Беларуси нет оснований думать и мечтать о том, что эти планы так и останутся на бумаге. В обозримом будущем они будут выполнены. Поэтому мы обязаны работать над решением задачи повышенной сложности, с двумя условиями: сохранив определенные объемы на российском рынке, найти новые рынки сбыта. В таких условиях на каждом предприятии необходимо создавать тот коллектив, который готов решать данные задачи.

И еще. Мировые рынки сегодня высококонкурентны, это — аксиома. Там присутствуют страны, где высок уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей, страны с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для осуществления сельскохозяйственной деятельности, минимизирующие структуру их затрат, а также транснациональные корпорации, обладающие большими финансовыми резервами в борьбе за тот или иной рынок.

К сожалению, у Беларуси таких возможностей нет. Вынужден повториться. Помимо развития сферы, занятой продажами и продвижением продукции за пределами страны, нам необходимо работать над совершенствованием технологических и иных процессов, которые будут способствовать снижению себестоимости продукции. Иначе мы будем банально неконкурентоспособны. А это уже — вопросы безопасности страны, не более и не менее того.

Об аппетитах российских инвесторов

Хочу остановиться еще на одном принципиальном моменте. Сегодня некоторые российские партнеры туманно намекают на то, что в складывающихся условиях белорусским молочникам есть смысл создавать некие совместные предприятия с российскими холдингами. Последние, мол, обеспечат реализацию продукции за пределами Беларуси и России.

Считаю, что это — довольно неоднозначная позиция, а в чем-то — опасная и вредная.

Уверен, белорусы сами умеют не только производить качественную и безопасную молочную продукцию, но и продавать ее за рубежом. Это давно доказали все без исключения как молочные, так и мясные и растениеводческие предприятия нашей страны.

Реальность такова, что российские предприятия сейчас сами не имеют опыта поставок продовольствия на экспорт, они только начинают выходить с экспортными поставками на внешние рынки, да и то, в большинстве своем, торгуют непереработанным сырьем, например, пшеницей. Кроме того, это — наши потенциальные конкуренты.

И кто сегодня в здравом уме согласится при такой «дикой» ценовой конкуренции добавить еще одну «прокладку-посредника» в виде партнера из России или любой другой страны? Это возможно лишь за счет ущемления интересов белорусского производителя, что нам совершенно не нужно, мягко говоря. Поэтому совместное ведение бизнеса с ними мы видим следующим образом.

Потенциальный российский инвестор приходит в Беларусь, вкладывает финансовые средства, внедряет технологии, строит фермы, производит дополнительные объемы молока, перерабатывает его… И продает.

А просто снимать сливки с белорусских предприятий, как фактически предлагается сейчас… Мы — категорически против. Какой смысл такого сотрудничества? Нас слишком многому научил опыт партнерства с «Уралкалием», чтобы снова наступать на те же грабли.

Белорусы способны работать на внешних рынках, продвигая и отстаивая собственные национальные интересы. На сегодняшний день мы продаем молочные товары в 46 стран мира. Если кто-то из россиян нам сможет здесь помочь — прекрасно.

Но банально перепродавать наше молоко — такого не будет.

Кстати, здесь имеется прекрасный пример грамотного подхода. Это работа концерна «Детскосельский» из Ленинградской области, занимающегося непростым делом — производством молочного сырья.

Интересен также подход китайских коллег из компании Drex, запланировавших строительство крупного молочно-товарного комплекса с заводами по переработке и производству кормов в Витебской области.

Командировочные заметки.
Таджикистан…

В марте было несколько официальных визитов, на двух из них хочется остановиться подробнее.

В Душанбе прошло заседание Межправительственной комиссии Беларуси и Таджикистана. Напомню, что ее сопредседателем с нашей стороны является министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц.

Президентом Таджикистана была поставлена задача своему Минсельхозу более активно развивать отношения в Беларусью как в области поставок белорусского продовольствия, так и организации совместных сельскохозяйственных проектов в Таджикистане. Эта мысль стала основным лейтмотивов заседания комиссии.

В рамках визита были подписаны не только Протокол заседания Межправкомиссии, но также ряд контрактов на поставку продовольствия и техники (по линии Министерства промышленности).

…и Грузия 

Кроме того, в марте проходил президентский визит в Грузию. Об этом много писали.

На нашем, министерском уровне, в Тбилиси состоялся бизнес-форум. Его открывали два вице-премьера, курирующие вопросы сельского хозяйства. В формате мероприятия прошла расширенная дегустация белорусской продукции — мясо-молочной, хлебобулочной, бакалейной и прочей.

Напомню, в 2017 году в Грузию мы только сельхозпродукции реализовали на 8,6 миллиона долларов (рост — почти в три раза). В эту замечательную республику поставляется широкий ассортимент белорусского продовольствия.

Отрадно, что там работают 14 магазинов шаговой доступности, специализирующихся на реализации наших продуктов питания. Кстати, на сей раз в ходе бизнес-встреч особое внимание было уделено работе с сетевым грузинским ритейлом. Очевидно, что такой подход поможет нарастить объемы прямых поставок.

Кроме того, планируется активизировать процесс, способный вывести племенное дело (КРС) в Грузии на принципиально новый уровень. Беларусь в реализации данного подхода искренне заинтересована. В Тбилиси были подписаны соответствующие соглашения и заключены контракты на поставку белорусского племенного материала.

Также прорабатывались вопросы развития пастбищного рыбоводства. В частности, шла речь о поставках белорусского малька (для насыщения рек и озер Грузии).

Грузины невероятно тепло и душевно относятся к Беларуси. Это — то, что не купишь сегодня ни за какие деньги.

Отрадно, что многие страны мира, открывая для себя нашу республику, оказываются по-хорошему очарованы тем, как мы живем, работаем и какие продукты производим на своих предприятиях.

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.