Что мешает отечественной рыбе прописаться в меню белорусов?

Только за последние десять лет потребление рыбы в Беларуси увеличилось более чем вдвое. На среднестатистического жителя страны уже приходится по 18 кг в год.

Однако за пару лет этот показатель планируется довести до 20 кило. При этом значительный "привес" должна принести именно рыба, выращенная в Беларуси. Готовы ли сейчас жители страны рублем проголосовать за карпа, щуку и прочих "тутэйшых" рыб, задается вопросом Народная газета.

Хлопотный товар

Из 160 тысяч тонн рыбы, съедаемой за год белорусами, только 1 из 10 килограммов приходится на рыбу из наших широт.

– Безусловно, морская рыба у покупателей пользуется большим спросом, чем живая. Пангасиус хорошо идет, но больше раскупают ту, что подешевле, – рассказали нам в одном из гастрономов, расположенных на улице Якуба Коласа в Минске.

Впрочем, даже если захочешь купить живую рыбу, то найти ее в торговле будет не так-то просто. Магазинов, которые торговали бы живым товаром, немного. По стране наберется около 900 торговых точек, оснащенных аквариумами для содержания рыбы. Поэтому через торговлю продается в лучшем случае 30 процентов прудовой рыбы. Большую часть рыбхозы реализуют своими силами, то есть с машин.

Впрочем, они и рады бы отдать это дело на откуп магазинам, чтобы не содержать целый штат продавцов, а заниматься своей непосредственной задачей – выращиванием рыбы. Но торговля не шибко идет навстречу.

– В двух районах Минска можно насчитать не более 40 магазинов, где торгуют нашей рыбой, – говорит заместитель директора рыбхоза "Селец" Сергей Стельмашук. – Мы сами предоставляем пластиковые бочки для содержания рыбы, с распылителем и компрессором, лишь бы они брали нашу продукцию. Иногда бывает, возьмут бочки, а потом возвращают назад – не пошел товар.

Живая рыба для торговли – лишние хлопоты. Это не бутылка пива, которая стоит себе на полке и бед с ней не знаешь. Аквариум периодически необходимо чистить, менять воду, да и всегда есть риск, что рыбка, так и не дождавшись своего покупателя, всплывет брюхом кверху. Если не удастся ее быстро реализовать, придется подсчитывать убытки. В таких случаях выручают ледяные витрины, где снулая рыбка, почищенная и выпотрошенная, в охлажденном состоянии на льду может некоторое время храниться. Но их могут себе позволить разве что гипермаркеты. А магазины помельче выкручиваются по-другому. Снулую рыбу замораживают и скидывают цену. Если живой карп продается за 7,6 тысячи рублей, то замороженного предлагают за 4-6 тысячи. Против таких цен покупатели, как правило, не могут устоять.

Дешевле не бывает

– Обычно за день покупают 3-5 штук карпа. За неделю максимум килограммов 20 можем продать. Летом продажи падают, а в выходные берут больше, чем в будни, – разложили нам все по полочкам в гастрономе. – А в те дни, когда приезжает машина из конкурирующего рыбхоза и начинает через дорогу от нас торговать живой рыбой, торговля вообще стоит.

Попав в магазинный аквариум, рыба дорожает сразу на величину торговой надбавки – на 15-23%. Именно поэтому в магазинах за рыбой не выстраиваются очереди. Люди охотнее сходят в выходные на рынок и купят ее с машины. Разница в цене с магазином там может доходить до 2 тысяч рублей.

Торговля нарекает на рыбхозы, что те своими ценами перебивают покупателей: лучше бы себестоимость рыбы уменьшали, тогда и продать ее было бы проще.

– 60% стоимости рыбы – это стоимость корма. Чтобы рыба выросла до 1 килограмма, она за три года должна съесть 4 кило комбикорма. Это уже 4 тысячи рублей в ее себестоимости, не считая затрат на ее содержание и реализацию. С ними еще 3 тысячи набегает. А мы продаем отборного карпа по 6200 рублей, и получается, что на каждом килограмме имеем около тысячи рублей убытка, – замечает по поводу себестоимости заместитель директора рыбхоза "Волма" Александр Концевой.

Рыбхозы, в свою очередь, недовольны, что торговля не хочет работать с живым товаром и не снижает свою наценку, чтобы рыба в магазинах стала дешевле. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, к примеру, в Гомельской области весной провели эксперимент. На карпа с машин и в магазинах установили единую цену – 7000 тысяч, чтобы все работали в одинаковых условиях. В результате получилось, что продажи с машин упали, но при этом в магазинах покупать больше живой рыбы не стали.

Вопрос цены

Сейчас в рыбхозах разгар сезона вылова. И хозяйства заинтересованы до морозов продать ее как можно больше, чтобы не оставлять на зимовку. Поэтому активно участвуют в ярмарках и даже готовы снижать стоимость. Некоторые рыбхозы заключают договоры и дают скидки магазинам, а те со своей стороны сокращают торговую надбавку. Цена – это первое, на что смотрит покупатель. Продавцы признают, что именно из этих соображений стараются не брать на реализацию отборного карпа – он стоит дороже. Люди с большей охотой покупают мелкую рыбу, потому что килограмм ее стоит значительно меньше.

Впрочем, надо признать, что за последнее время в нашей стране потребление рыбы, как прудовой, так и морской, выросло с 7 килограммов в год в 1995 году до 18 в 2009-м. Если проанализировать данные Белстата за 1995-2008 годы о покупательной способности среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, то выходит, что вес рыбы, которую можно было бы купить в месяц, если потратить все заработанные деньги, за эти годы вырос с 21 до 97 килограммов, то есть почти в пять раз. А, например, по свинине и говядине эти показатели увеличились лишь втрое.

– Радует, что благодаря принятым государственным мерам уменьшились цены на некоторую рыбную продукцию, – характеризует ситуацию последнего времени управляющий делами президента Николай Домашкевич. – Нам удалось добиться того, что в общем росте цен на продовольствие стоимость море-продуктов и продукции из рыбы удалось удержать примерно на прежнем уровне.

На переработку!

Обеспечение торговли белорусской рыбой – это еще и частичное решение проблемы импортозамещения. Действовать здесь планируется по многим направлениям. Например, в Браславе, одной из отечественных озерных столиц нашей страны, на местном предприятии, подчиненном УП "Белрыба", уже ведется реконструкция. После завершения работ начнется переработка значительных объемов белорусской рыбы.

По словам продавцов, на переработанную рыбу – копченую и филе – есть свой покупатель. Филе благодаря тому, что в нем нет костей, хорошо берут для детей. В последнее время его начали закупать комбинаты школьного питания. Однако пока на переработку приходится всего несколько процентов от общего объема рыбы в стране. Поэтому сейчас перед рыбными хозяйствами стоит задача построить или расширить свои цеха по переработке рыбы.

– Мы делаем из белорусской рыбы уже около 15 видов продукции: это карп, толстолобик, щука, угорь, осетр холодного и горячего копчения, вяленая рыба, – рассказывает главный технолог УП "Белрыба" Лариса Лапус. – Собираемся выпускать карпа и угря в желе, полуфабрикаты из карпа. Человек сможет прийти домой, просто положить их в микроволновку. Не нужно чистить, жарить на сковородке. Тем более что карп дешевле той рыбы, которую привозят из-за морей.

Очевидно, что для того, чтобы развивать и дальше отечественную рыбную отрасль, нужно заниматься не только выращиванием того же карпа, щуки, но и расширять, модернизировать перерабатывающие мощности, вкладывать средства в торговлю, рекламу, искать инвесторов. Предстоит еще многое сделать. Ведь пока доля нашей рыбы в общем объеме продаваемой в Беларуси очень мала. Как говорят специалисты, если ежемесячные импортные поставки измеряются тысячами тонн, то отечественная отгрузка – только тоннами. Для исправления этой ситуации важно, чтобы все хозяйства и предприятия, работающие в этой сфере, действовали как единый механизм. Только в таком случае доля белорусской рыбы в нашем рационе действительно может стать большей. И чтобы взрастить покупателей-патриотов, вовсе не нужно изобретать колесо. Нужно просто предложить вкусный, полезный и конкурентоспособный по цене и качеству товар.

А как у них?

В год, по данным ООН, население планеты потребляет около 110 миллионов тонн рыбы. Это примерно 16,7 килограмма на душу населения. И это больше, чем в 1960-е годы, когда на каждого человека приходилось по 9 килограммов рыбы. Больше всего дары моря любят жители Японии. Там приходится по 60 килограммов на человека в год. В Северной Америке съедают по 24 килограмма рыбы и морепродуктов, а в Европе – по 21 килограмму. Эксперты не исключают, что уже к 2015 году годовое потребление рыбы в мире может вырасти на 1,5-2 миллиона тонн по сравнению с нынешними показателями. Но это произойдет в том случае, если предложение будет расти такими же темпами, что и спрос.