Черные ящики украинского молочного рынка

Максим Фастеев
Максим Фастеев
ведущий аналитик компании «Инфагро»

В ходе V Молочного саммита (проходил в рамках майской Молочной олимпиады в Батуми) ведущий аналитик компании «Инфагро» Максим ФАСТЕЕВ поделился во многом парадоксальными,а в чем-то — сенсационными наблюдениями за развитием соответствующего рынка на Украине.

Максим Фастеев в начале своего выступления выразил сожаление в связи с тем, что украинский продовольственный бизнес в силу известных причин не связан более с российским. Далее аналитик от непродолжительных эмоций перешел к языку цифр. Получилось весьма занятно.

Куда убежало молоко?

Итак, по официальным статистическим данным, на Украине производится 10,5 млн тонн молока в год. В то же время средний украинский переработчик располагает другими данными: 11 млн тонн. Кто прав, до конца непонятно.

Как бы там ни было, в этом «молочном пироге» лишь 2,7 млн тонн (примерно 25 %) — фермерское молоко. Остальное поступает от населения. Это так называемое «бабушкино молоко».

Но интересно даже не это. Согласно данным производителей, лишь 3,7 млн тонн идет на Украине в переработку.
Но по другим, официальным данным, около 50 % получаемого молочного сырья в стране перерабатывается. А теперь, как говорится в одной популярной ТВ-программе, воскликнем вслед за Фастеевым: «Внимание! Вопрос!! Где остальные примерно 1,5 миллиона тонн украинского молока и куда они подевались?»

В общем, вот он — самый настоящий черный ящик.

Максим Фастеев недоумевает также из-за одного наметившегося тренда. В стране планируется запретить к переработке молоко 2 сорта. «В нашем случае это означает, что треть украинского сырьевого рынка окажется под большим вопросом, — озвучил свои опасения спикер. — Со своей стороны мы заявляем: молоко 2 сорта действительно нужно отменять, но делать это следует постепенно, плавно».

В качестве своеобразного позитивного фона (что, безусловно, было приятно нашим участникам) представитель «Инфагро» выбрал ситуацию с молоком в Беларуси: «У белорусов ситуация понятна. Показатель переработки там выше уровня средней товарности у нас. Примерно 95 % получаемого в Беларуси молока идет на молокозаводы. Пока это семь миллионов тонн, зато практически все это сырье — товарное.

А на Украине на сегодняшний момент перерабатывается молока в два раза меньше, причем товарность его вызывает вопросы».

Экспортные парадоксы

Тем не менее спикер много внимания уделил своеобразному «раскручиванию» лозунга: «Украина остается экспортно ориентированной страной».

Кроме того, он с гордостью подчеркнул: на Украине каждый 5 литр молока, попадающий в переработку, в итоге поступает на экспорт.

Посмотрим, что стоит за этими фразами. Эксперты в Беларуси, к примеру, полагают: динамика украинского экспорта молочной продукции скорее деградирует. Да, экспорт там преобладает пока над импортом. И тут здорово помогла девальвация гривны 2014 года. Но уже сейчас страна постепенно возвращается к импортированию тех же сыров.

«За четыре месяца 2017 года снижены экспортные показатели по поставкам сыров и сырных продуктов, исторически ориентированных на российский рынок, — снова посетовал докладчик. — Но при этом украинским производителям удалось увеличить поставки за пределы страны сгущенного и сухого молока…»

Спикер похвалил Казахстан, являющийся основным рынком для поставок украинской молочной продукции. Он также с оптимизмом заявил о том, что появившаяся сегодня возможность для экспорта сливочного масла made in Ukraine в Европу позволяет рассчитывать на качественные денежные вливания в отрасль.

Источник: Produkt.by