Чего ожидать пивному рынку в 2018 году?

Ответ на этот масштабный вопрос мы будем искать с вами вместе, исходя из ситуации на соседних рынках, а также объективно оценивая работу наших основных производителей и анализируя тренды, характерные для Беларуси, в том числе в части потребления различного алкоголя.

Своеобразной точкой отсчета и опоры при проведении лояльного в целом и объективного анализа ситуации стало апрельское (2014 года) совещание по вопросам развития пивоваренной отрасли — с участием Александр Лукашенко. Серьезно. Отметим, что ведущие пивоваренные предприятия страны тогда сделали нечто невероятное. Несмотря на снижение потребления пива белорусами в 2015 году, они сохранили загруженность своих мощностей на уровне 2014-го.

А в 2017 году, несмотря на невероятно холодное лето, добились в целом позитивных результатов. Во всяком случае, в сравнении с 2016-м.

Все познается в сравнении

Сегодня пивовары осторожно полагают: если в 2018 году не будет никаких изменений в экономике страны, то для пивоваренной отрасли это будет очень хорошо.

Всего за 2017-й белорусские производители реализовали 442,4 млн литров пива, что на 5,7 % больше показателя 2016 года. Понятно, для достижения такой стабильности пивоварам приходилось прикладывать титанические усилия, порой теряя в доходной части. Нужны ли такие подвиги рынку? Современный маркетинг подобными, сугубо эмоциональными категориями не оперирует. Не будем по этому пути идти и мы.

Какой закон — «дышло»?

В современной благополучной Европе пиво объективно является алкогольным напитком № 1. Для его продвижения на рынке используются самые разнообразные маркетинговые и рекламные ходы. В условиях конкуренции у производителей возникает потребность просветить своего потребителя, как-то увлечь и развлечь его. Парадоксально, но в Беларуси, борющейся за деалкоголизацию населения, несколько лет назад был скорректирован Закон «О рекламе», и пиво стало продвигать сложнее.

У специалистов пивоваренной отрасли вызывает недоумение тот факт, что данный законодательный акт оказался даже жестче, чем у наших ближайших соседей.

Торговый импульс

Генеральный директор СООО «Арвитфуд» (сеть универсамов Preston) Татьяна Гладкая считает, что запреты и ограничения на продвижение того же пива не идут на пользу потребителю, торговле, производителю, а в целом — всему обществу.

Показательно, что вопросы защиты прав потребителей и контроля над рекламой решает соответствующее управление МАРТ, а до этого — Минторга. У него есть все возможности услышать этот и многие другие сигналы и отреагировать на них исходя из государственных интересов. Скажем больше. Предоставление возможности полноценного выбора и получения дополнительного сервиса в местах продаж, стимулирование скидками и бонусами, участием в рекламных акциях — все это и есть улучшение положения потребителя и повышение качества торговых услуг. Однако вопросов здесь больше, чем ответов.

Почему бы и нет?

Проблемы на пивном рынке Беларуси появлялись регулярно, но при этом они достаточно успешно и оперативно решались. Чего стоит решение заморозить акцизы на пиво, принятое несколько лет назад на правительственном уровне, регулярно продлеваемое с тех пор и оказавшее плодотворное влияние на рынок. Это — яркий пример того, что сегодня можно работать успешно, опираясь на обоюдные интересы государства и отрасли. Вопреки муссируемой информации о тяжелой экономической ситуации и проч.

Между прочим, подобный вариант (той же работы в плюс по итогам 2017 года) для многих белорусских пивоваров стал возможен благодаря конструктивному диалогу с государственными органами управления, умению сторон услышать друг друга. Это если и не бочка, то уж точно вместительная емкость меда для нашего пивного рынка.

Хотя и дегтя здесь нам хватает.

Трезвый взгляд на алкоголь

Эта проблема давно известна и периодически вызывает большие споры в белорусском обществе. Несмотря на введенный в обиход термин «деалкоголизация населения», ситуация с уровнем и масштабами алкоголизации выглядит тревожно. Очень мягко говоря.

По оценкам ВОЗ, в Беларуси потребление алкоголя превышает 15 литров в год на человека, по оценкам Минздрава — находится на уровне 8 литров. Такое «жонглирование» объясняется разными методиками подсчета, но оставляет очень большие вопросы в любом случае. Что делать в этой ситуации? Есть несколько вариантов.

К чему приводят прямые, жесткие запреты — известно всем людям зрелого возраста. В мире давным-давно практикуется опыт, позволяющий регулировать уровень соотношения потребления крепких и слабоалкогольных напитков. Суть. Чем больше в стране потребляют алкоголя через слабоалкогольные напитки (пиво), тем ниже общий уровень алкоголизации населения в стране. Все, собственно.

Акцизные и иные вопросы. Европа — Беларусь

Эффективным инструментом оздоровления общества в Европе до недавнего времени была акцизная политика. Тут объяснять особенно нечего. Вот цифры.

В Беларуси соотношение акциза на крепкий и слабый алкоголь в пересчете на градус чистого алкоголя на текущий момент составляет 1:1,8 (если взять за средний показатель содержание алкоголя в пиве 4,5 %). Тогда как в странах Центральной и Западной Европы пропорция совершенно иная: 1:6.

Опыт той же Польши показывает. Консолидированные усилия правительства и пивоваренных компаний привели к тому, что сейчас там через крепкие алкогольные напитки потребляется только 30 % всего алкоголя на пресловутую душу населения, а через слабые (в первую очередь — пиво) — 70 %. В начале 2000 годов ситуация в Польше была ровно обратной, но правительство приняло решение изменить ее. И результаты не заставили себя долго ждать.

С другой стороны, в Европе (Литве, к примеру) сегодня резко увеличивают акциз на пиво. Но это тема для другой публикации. Про то, что членство в Евросоюзе решает далеко не все проблемы, а когда государственные финансы начинают исполнять романсы, то результаты таких «концертов» ощущает на себе население. Без вариантов.

Лидский вариант… Лавирование и смелость, берущая города

Хороший пример стратегического развития в условиях объективных сложностей показывает компания «Лидское пиво». Это не текст из рекламного проспекта или ролика, а объективный факт.

Мы не будем в рамках данной аналитической статьи рассказывать о темпах роста и продаж того же пива Made in Lida. Зачем? Такие данные находятся в открытом доступе.

Гораздо интереснее для осмысления вот такой факт. Финская компания Olvi (собственник ОАО «Лидское пиво») в 2018 году планирует приобрести компанию Servaali — одного из крупных частных импортеров алкоголя в Финляндии. Глава «Лидского пива» Аудриус Микшис в ходе мартовской пресс-конференции, посвященной итогам работы компании в 2017-м, подтвердил следующий факт. В настоящее время прорабатывается вопрос о дистрибуции более крепких спиртных напитков в рамках группы Olvi в Беларусь: «Эта тема нам интересна, поскольку позволит расширить линейку продуктов и стать еще более интересными для розницы и ресторанов», — намекнул он.

Аудриус также напомнил, что в 2017 году был разработан «амбициозный» план развития «Лидского пива» на 2020−2025 годы. «Для того чтобы наши планы были воплощены, нужны инвестиции. Мы предлагаем три сценария — с привлечением больших инвестиций, средних и совсем без инвестиций.

Я полагаю, к 2020 году акционеры поверят в нашу команду и одобрят наш план развития еще на пять лет», — дал прогноз топ-менеджер.

Все бы хорошо, если бы не определенные нюансы. В отчетности финской группы за 2017 год говорится, что «самый существенный фактор, препятствующий предсказуемости бизнеса Olvi Group, связан с Беларусью, с ее экономическими и политическими перспективами на ближайшие несколько лет».

С учетом того, что пивной рынок в Беларуси развивается пока не теми темпами, которых от него ждут, в Лиде активно расширяют такой сегмент напитков, как квас. В этой категории «Лидское пиво» остается бесспорным лидером рынка на протяжении последних лет.

По словам директора по продажам предприятия Алены Авдеенко, в 2017 году «Лидским пивом» было реализовано 31,5 млн литров кваса (53 % рынка) против 29,6 млн в 2016-м.

«Лидское пиво» в 2018 году планирует расширить свое присутствие на европейском рынке именно по квасу — в первую очередь. Как отметила Алена, вполне в духе сегодняшней стратегии экспорта всей белорусской продукции российский рынок по-прежнему останется основным для экспортных поставок, «но его доля сокращается, зато расширяются рынки нашего сбыта в странах Евросоюза — в Чехии, Словакии, Польше и прочих».

С нашей стороны остается пожелать отечественным пивоварам жаркого во всех смыслах лета, успешного сбыта в Беларуси и за ее пределами, а также взвешенной, конструктивной работы с госорганами. От этого будет легче дышать всем нам.

Источник: Produkt.by