Биообман: Как уберечься от поддельных экопродуктов

Как оградить свой организм от нежелательного набора элементов из таблицы Менделеева?

Бывает, купишь яблоко – а оно на вкус как мыло. Еще есть яйца с маркировкой "деревенские" и с желтком такого ядовитого цвета, что ему впору светиться в темноте. По данным ВОЗ, среднестатистический европеец за год съедает от 3 до 9 кг различных консервантов, стабилизаторов и прочих пищевых добавок. В России, где к сертификации продуктов относились гораздо менее ответственно, чем в ЕС, теперь сертификации нет вовсе, сообщает РБК.

Все больше европейцев начинают проявлять повышенный интерес к экопродуктам. Самые продвинутые в этом смысле страны – США и Германия. Неудивительно, что львиная доля биопродуктов на прилавках российских магазинов – американские или немецкие. С недавнего времени здоровое питание получило массовую популярность и во Франции: в 2008 году объем французского рынка органических продуктов составил 2,6 млрд евро. У нас же сторонников безопасного для здоровья питания не так много, а купить здоровую еду можно в немногочисленных специализированных магазинах или онлайн. У прилавка чуть ли не единственного в Москве экомагазина "Био-Маркет" (цифры на зеленых ценниках в полтора-два раза больше, чем на аналогичные продукты без маркировки Organic) милая девушка, адепт экожизни Мила рассказывает корреспонденту о своем выборе: «Вкус BIO естествен, но за последние лет 10 мы его забыли, пережевывая загустители, подсластители, усилители вкуса и иже с ними. Вредное вкуснее! Правильнее уговаривать себя съесть BIO следующим образом: вкусное вреднее, бесполезнее и опаснее!».

Но в чем же отличие BIO от обычной еды, кроме почти полного отсутствия искусственных добавок?

«Обратите внимание на то, чем заполнены российские магазины. На их прилавках преобладают переработанные продукты, включая молочные. В большинстве из них содержатся гормоны роста и пестициды, – говорит директор по маркетингу корпорации «Органик» (в которую входят и магазины "Био-Маркет") Марина Гольдинберг. – Не секрет, что современная пищевая промышленность немыслима без пищевых добавок, которые обычно обозначают различными индексами «Е». Без этих добавок пищевой бизнес невозможен. О том, сколь губительно для здоровья взрослого человека употребление в пищу этой «периодической таблицы Менделеева», написаны тонны литературы. Органическими же являются только те товары, которые производятся в соответствии со стандартами органического сельского хозяйства: без пестицидов, химических и синтетических кормовых добавок, без использования достижений генной инженерии и регуляторов роста, без искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов. Все стадии производства, упаковка и транспортировка строжайшим образом контролируются в соответствии с постановлением Совета Евросоюза об органическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания».

Сегодня в мире существует три основные системы стандартов органической продукции: EU Regulation, Codex Alimentarius Guidelines for Organicallyproduced food, IFOAM Basic Standards (IBS). Именно на основе этих стандартов выдается сертификат, присваивающий молоку или яблокам статус органических.

«Сертифицирующие организации, – продолжает Марина Гольдинберг, – инспектируют всю цепочку производства органического продукта: сельскохозяйственные угодья и агротехнические приемы, посевной материал, методы защиты и переработки, упаковку». То есть качество экопродукции подтверждается в ходе строгих процедур сертификации. Маркировки и названия, содержащие «эко», «био» или «органик», не могут появиться на продуктах, не получивших соответствующего сертификата. За соблюдением этих правил следит государство. Поэтому можно быть уверенным, что европейские и американские продукты, помеченные «экологическими» знаками, соответствуют жестким требованиям безопасности для здоровья.

В России статус экопродуктов на законодательном уровне не определен. Поэтому на прилавках можно найти массу товаров, производители которых так или иначе эксплуатируют тему BIO. Стремление к здоровому питанию заставляет покупателей слепо верить в то, что они приобретают именно BIO-продукт. Но очень может быть, что отмена обязательной сертификации в конечном счете приведет к появлению национального экосертификата. Во всяком случае на это надеются немногочисленные пока российские производители экопродуктов. Несмотря на то что многие покупатели не питали иллюзий по поводу того, что обязательные сертификаты на все продукты присваивались честным путем, теперь они лишились и этого ориентира. Теперь можно быть уверенным в качестве только проверенных продуктов. В таком случае добровольная экосертификация – дополнительный козырь в руках производителя. «Доверие, которое и без того сложно устанавливается между покупателем и производителем, после отмены обязательной сертификации лишь усилится, – уверен владелец экофермы «Горчичная поляна» Александр Бродовский. – Система обязательной сертификации была крайне формальна и рассчитана на крупное производство. Это атавизм с советских времен, когда у нас были только большие предприятия».

Потребность завоевать доверие покупателя может заставить многих производителей, чья продукция потенциально соответствует высоким стандартам здорового питания, искать пути получения экосертификатов. На данный момент таких возможностей две: привлечение западных компаний, занимающихся аттестацией экопродуктов, или российский сертификат. По первому пути пошла, например, корпорация «Органик», во многом благодаря уже давно налаженным международным связям. Производство в их собственном подмосковном экохозяйстве «Спартак» контролирует швейцарская компания bio.inspecta.

Не так давно на некоторых отечественных продуктах появилась маркировка сертификата «Экоконтроль». Мы уже писали о том, что многие отечественные производители называют свои продукты экологичными, не имея для этого никаких оснований, кроме стремления поднять продажи. Товары, получившие сертификат «Экоконтроля» – это BIO, без всяких оговорок. Единственный в России экостандарт разработала одноименная организация – на основе немецких требований к органическому земледелию. «Наши отношения с «Экоконтролем» – это чрезвычайно напряженная работа, – признался Александр Бродовский. – Но все же я рад этому сотрудничеству. Процедуры сертификации заставили нас поменять некоторые бизнес-процессы и заняться многими полезными вещами, которые мы могли бы без их требований откладывать в долгий ящик, как, например, «паспорта полей». Но все же рано говорить, что благодаря этой сертификации на прилавках появится много настоящих отечественных продуктов: на данный момент размещать значок «Экоконтроля» на своих продуктах могут лишь 40 компаний. Вместе с тем им, в отличие от производителей псевдо-BIO, доверять все же можно. Как и зарубежные аналоги, этот экосертификат требует ежегодного подтверждения. В ходе инспекционной проверки специалисты «Экоконтроля» дают рекомендации по устранению недостатков, проверяют, были ли выполнены предписания прошлых проверок. «Мы контролируем весь процесс, – утверждает заместитель директора компании «Экоконтроль» Галина Чернышова. – Если это земледельческое предприятие, мы следим за соответствием стандартам всех этапов производства – от закупки семян и их транспортировки до уборки поля, условий хранения урожая. В любой момент, особенно если поступают жалобы от покупателей, мы можем приехать к производителю с внеочередной инспекцией».

Что бы ни говорили сторонники экопитания, какой бы интерес мы ни проявляли к органическим продуктам, пока не будет в России государственного экостандарта, не будет и рынка таких продуктов. Пара супермаркетов в Москве и дай бог пара десятков русскоязычных интернет-магазинов – это не рынок, а междусобойчик. Даже настоящие фанаты экопитания не в состоянии купить абсолютно все продукты именно в них. Но они, в отличие от большинства покупателей, хотя бы знают, что наличие в кефире лактобактерий отнюдь не делает его BIO.