БЕЗ «ХИМИИ» .Как развивается польский рынок биопродуктов

НАТУРАЛЬНОСТЬ КАК АУТЕНТИЧНОСТЬ

Интерес к здоровому питанию сказывается на потребительском поведении поляков: они все охотнее совершают покупки в специализированных магазинах, где предлагаются продукты под этикетками «органические», «натуральные», «безглютеновые», «безлактозные», «функциональные», light. Как отмечает portalspożywczy.pl, «польский потребительский рынок находится под огромным влиянием растущего осознания ценности здоровья и хорошего самочувствия». Производители все активнее используют этот тренд, предлагая новые продукты с конкретными «полезными» характеристиками. Например, компания Jogo Lódzka Spółdzielnia Mleczarska предложила новую линейку мороженого Bambino, которое производится из сливок без искусственных добавок и вообще каких-либо компонентов, вредных для здоровья — как, например, растительные жиры, выполняющие функцию загустителей.

Некоторые компании, помимо расширения своего предложения, стремятся добиться для себя статуса эксперта на «полезном» рынке — как Sante A. Kowalski. Компания предлагает хлопья для завтрака, батончики-мюсли и занимается поставками безлактозных продуктов марки Alpro, большинство из которых приготовлено на основе сои.

В Польше растет число продуктов с этикетками, где написано, что продукт не содержит ни консервантов, ни добавок. В прошлом году на рынок было выведено 16 % наименований продовольствия с такими этикетками. Все чаще такая информация располагается не на обороте этикетки в общем перечне компонентов, а на лицевой части отдельным, ярко выделенным блоком. В октябре прошлого года молочная перерабатывающая компания Okręgowa Spółdzielnia Mleczarska (г. Платница) изменила состав своего сырка для намазывания под маркой Twój smak, чтобы продукт стал еще более натуральным. Фирма исключила растительные загустители из рецептуры и стала использовать вместо них белок молока. В результате на этикетке надпись пополнилась строчкой об отсутствии загустителей. При том, что сырок Twój smak уже не содержал искусственных красителей и консервантов. Активно развивается направление продуктов с низким содержанием сахара, либо вообще с его отсутствием. Вместо сахара используются искусственные и натуральные подсластители. На базе натуральной субстанции Stewia растительного происхождения с нулевым содержанием калорий появились негазированные ароматизированные воды Veroni Mineral Fit (Zbyszko Company), йогурты Amorozo Light (Okręgowa Spółdzielnia Mleczarska, г. Озорково), пиво (Perła — Browary Lubelskie SA). Компания Mintel ожидает, что полезные продукты и дальше будут появляться во всех сегментах продовольствия, расширяя свое присутствие. «Несмотря на то, что определение «натуральный» достаточно обширное, оно будет притягивать все больше потребителей, поскольку именно натуральность, как аутентичность, они стремятся найти в продуктах питания», — подчеркивают представители Mintel.

ПРОДУКТЫ С ОМЕГА-3

Согласно последним исследованиям, опубликованным Transparency Market Research, емкость глобального рынка продуктов с кислотами омега-3 в 2018 году может составить 4 млрд долларов, или на 15 % больше, чем в 2013-м. В 2010 году мировой рынок продуктов с омега-3 жирными кислотами оценивался в 1,56 млрд долларов.

Авторы еще одного исследования «Omega-3 & Omega-6 Market by Source, Applications, Geography Trends & Global Forecasts 2011–2016» объясняют активный рост рынка осознанием потребителя роли кислот омега-3 в каждодневном рационе питания. В первую очередь наиболее выразительный рост отмечается в странах, где выше процент кардиологических заболеваний — Европе, Азии. Авторы доклада прогнозируют, что в 2015 году на долю азиатского рынка придется 34 % глобального рынка функциональных продуктов. И главная причина — профилактика заболеваний сердца, в том числе с помощью продуктов с омега-3 жирными кислотами.

Несмотря на впечатляющие цифры, рынок этих продуктов довольно молодой. Годом его рождения можно считать 2004-й, когда американская компания Food and Drug Administration (FDA) разрешила добавлять в продукты питания омега-3. В 2007 году в США насчитывалось уже около 1300 продуктов, обогащенных омега-3. За последние 10 лет рынок демонстрирует примерно 30%-ный рост ежегодно, и пока нет никаких оснований, чтобы эта тенденция изменилась. По разным оценкам, 90 % рынка занимают продукты питания и напитки, 10 % — витамины.

На польском рынке недавно также стали появляться продукты с омега-3. Но, как отмечает специализированный портал forummleczarskie.pl, «к сожалению, с разным результатом». Польскому потребителю предлагались с омега-3 масло, твердые сыры, молоко, сосиски, макароны, овсяные хлопья и даже мороженое. Но пока, отмечает forummleczarskie.pl, наибольшим спросом пользуются масло и маргарины (Unilever Polska/Flora, Optima/Omega-3, Mleczarnia Turek/Maslo miękkie z Omega-3).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ

Первые экологические хозяйства появились в Польше в 1990-м. Через три года их было уже около 180, а через 10 лет — 2286. Показатели численности хозяйств, занимающихся экологическим земледелием (рис. 1), и перерабатывающих компаний на этом сегменте рынка (рис. 2) выглядят довольно оптимистично. Еще оптимистичнее смотрятся финансовые характеристики экорынка. По разным оценкам, польский рынок экологического продовольствия оценивается примерно в 550–600 млн злотых с ежегодным ростом в 20–30 %. Ожидается, что в 2015 году он увеличится до 700 млн злотых. Как пишет forummleczarskie.pl, «все исследования этого сегмента показывают, что рынок экологических продуктов питания является одним из наиболее активно развивающихся в Польше». Хотя, если оценить в целом потребление экологических продуктов в Польше и других европейских странах, то цифры окажутся не такими радужными. Скажем, в Дании, Швейцарии, Германии и Австрии — эти страны являются лидерами в потреблении экологических продуктов — доля «чистого» продовольствия в общем объеме продуктов питания составляет 4,0–5,0 %. В Польше их объем едва достигает 0,2 %.

Специалисты называют целый ряд причин: невысокий уровень покупательной способности для этой категории продуктов, проблемы с сырьем, неразвитая дистрибуция и недостаточный маркетинг. Но все же главное — плохая осведомленность: что это такое, экологические продукты?

Согласно анализу польской исследовательской компании OBOP, который заказала крупнейшая польская сеть биомагазинов Organik Farma Zdrowia, оказалось, что только 4 % поляков знает, что такое биопродовольствие. Многие потребители понимают под ним то, что навязывает реклама, хотя на самом деле ничего общего это предложение с реальными экологическими продуктами не имеет. Есть, конечно, и специализированные магазины, в которых можно купить все экологическое — от молока до вина. Однако о таких торговых объектах польские эксперты отзываются довольно скептически, отмечая, что несмотря на название магазина, предлагаемые там продукты не всегда таковыми являются.

С другой стороны, оценивая ничтожно малые цифры потребления биопродуктов, нужно признать и то, что пока эта категория все же остается нишевой именно в силу своих характеристик — натуральности и, как следствие, небольших сроков реализации. Поставить производство биопродовольствия на поток, во всяком случае пока, — невозможно. Хотя, как сказать. Если оценить новости польского журнала Bio-kurier, посвященного исключительно биопродуктам, это не настолько уж нереальная задача. Например, власти Финляндии приняли решение к 2020 году не менее 15 % земель из общего оборота отдать под биоземледелие. Или вот еще: в шведском городе Мальмо к 2020-му, в рамках соответствующей принятой программы, решено, что биопродукты будут продаваться в общественных местах — школах, больницах.

Говоря о разнообразии непосредственно молочных биопродуктов на польском рынке, можно отметить, что их предложение достаточно широкое: они представлены практически во всех сегментах молочной переработки — сыры, творог, йогурты, кефир, молоко, масло.

Как сказал в одном из интервью президент сети Organik Farma Zdrowia Славомир Хлонь, «основными потребителями биопродуктов являются женщины в возрасте 25–65 лет, беременные женщины, матери маленьких детей, а также люди, которые ценят свое здоровье, заботятся об окружающей среде или поддерживают движение Fair Trade» (Fair Trade — Международное движение, один из слоганов которого: «Торговля — не цель». — Авт.).

Сегодня Organik Farma Zdrowia предлагает более 4000 наименований биопродуктов. У компании 23 стационарных торговых объекта, а также интернет-магазины. В конце прошлого года Organik открыла два новых магазина, заявив на своем сайте, что емкость рынка уже составила 700 млн злотых, хотя предполагалось, что этой цифры польский рынок достигнет лишь в 2015 году.

Польский потребительский рынок находится под огромным влиянием растущего осознания ценности здоровья и хорошего самочувствия.

Несмотря на то, что определение «натуральный» достаточно обширное, оно будет притягивать все больше потребителей, поскольку именно натуральность, как аутентичность, они стремятся найти в продуктах питания.

Только 4 % поляков знает, что такое биопродовольствие. Многие потребители понимают под ним то, что навязывает реклама, хотя на самом деле ничего общего это предложение с реальными экологическими продуктами не имеет.

По результатам исследований польской компании Mintel, семь из десяти поляков хотели бы иметь больший выбор батончиков-мюсли, а шесть потребителей из десяти утверждают, что готовы заплатить за масло или продукт из этой категории, который был бы полезен организму. 65 % респондентов регулярно потребляет соки и фруктовые напитки.

Рис. 1. Число хозяйств в системе экологического сельского хозяйства Польши (данные за 2012 г., источник — Министерство сельского хозяйства Польши)

Рис. 2. Число перерабатывающих компаний в системе экологического сельского хозяйства Польши

По материалам польских специализированных СМИ подготовила и перевела Марина Гуляева