Белорусский сыр в европейской упаковке. Компания CRYOVAC

22–23 апреля на базе ОАО «Барановичский молочный комбинат» состоялся республиканский семинар для специалистов сыродельных предприятий.

Представители фирм CRYOVAC и Berchlaska рассказали о тенденциях развития производства сыров в Европе.

Екатерина ВЛАСОВА

Ключевой темой семинара стала автоматизация и повышение эффективности производства. Тенденция к автоматизации процессов выработки и упаковки сыров набирает темпы не только в Европе, но и в СНГ. Если еще несколько лет назад на постсоветском пространстве в основном использовалось оборудование, требующее участия операторов, то сегодня на предприятиях ближайших соседей Беларуси — России, Украины, Прибалтики и Польши — практически каждый новый проект — автоматизированная линия. Об автоматизации упаковки сыров на семинаре рассказал менеджер по оборудованию и применению материалов и систем CRYOVAC Сергей Бруяка.

Среди интересных разработок компании — автоматизированная система для упаковки российской группы сыров (формуемых насыпью), которую традиционно принято упаковывать на ручных клипсаторах: с высокой долей ручного труда, относительно низкой производительностью и более высокой материалоемкостью. Использование клипсаторов было обусловлено тем, что в традиционных камерных вакуумных машинах в режиме «жесткого» вакуума рисунок сыра повреждался (схлопывание глазков). Представленная на семинаре уникальная система CRYOVAC DC (Divided Chamber) делает возможным упаковку таких сыров в камерной машине, которая имеет конструктивные особенности, позволяющие обеспечивать «мягкий» вакуум. Это позволяет автоматизировать процесс упаковки и сохранить при этом структуру сыра, сформованного насыпью, а также улучшить процесс созревания ряда сыров, формуемых из пласта. Система CRYOVAC DC уже успешно используется как в СНГ, так и в Беларуси на ведущих предприятиях сыродельной отрасли: это «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», Барановичский молочный комбинат, Пружанский молкомбинат, Верхнедвинский маслосырзавод и другие. В Украине этой системой оснащены автоматические линии с производительностью до 60–90 т/сутки: «Клуб сыра», «Шостка», КОМО, «Милкиленд» и другие.

О ситуации на европейском рынке и опыте польских коллег-сыроделов рассказал менеджер по продажам Sealed Air Polska Sp.z o.o. Ержи Цабан. По его словам, автоматизация упаковки для польских предприятий — не перспектива, а уже сегодняшний день. Без укрупнения производства и увеличения эффективности при снижении затрат, и в первую очередь на персонал, им просто не выжить. В Польше большую популярность приобрела система Flow-Vac®, позволяющая упаковывать в потоке без участия операторов сыры в брусках и блоках различного размера. Загрузчик Flow-Vac® (производитель Ulma) — это машина с нижней подачей пленки, подача материала и формирование упаковки происходит из рулона термоусадочной пленки RS (производитель CRYOVAC). Рукав пленки формируется вокруг продукта посредством оборачивания и сварки в продольном направлении. Расположение поперечного шва регулируется автоматически по длине продукта. Последний этап — сформированный из рулона пакет уже с продуктом перемещается в автоматическую вакуумную машину CRYOVAC серии VR или VS и далее проходит через поточный термоусадочный тоннель. Фактически при организации непрерывной подачи продукта из солильного отделения, упаковка на системе Flow-Vac® может происходить под наблюдением всего одного оператора, а на некоторых предприятиях участие людей вовсе не требуется.

Зашел разговор и о цене автоматизации, ее экономическом обосновании. Притом, что автоматическое оборудование принято считать дорогостоящим, простой расчет показывает, что автоматизация окупает себя в белорусских реалиях за 1–2 года, а за пять лет эксплуатации приносит реальную выгоду предприятию, измеряемую порядком десятков и даже сотен тысяч евро.

В тесной связке с автоматизацией упаковочного процесса была затронута тема упаковки сыров без обсушки. Опыт украинских коллег и рекомендации представил эксперт по упаковочным системам CRYOVAC на рынке сыра Олег Богач.

Технология упаковки сыров напрямую из солильного бассейна практически повсеместно получила распространение в Украине, Прибалтике, не говоря уже о Польше и других странах Евросоюза. В первую очередь — это прямая выгода от исключения потерь веса до 2–3 % во время процесса обсушки. Во-вторых, высвобождаются площади предприятия, занятые под обсушку, упрощается задача автоматизации процесса подачи сыров на упаковку. В-третьих, снижается степень обсеменения сыров спорами плесени за счет прямой подачи из бассейна на упаковку.

При годовом объеме выработки твердых и полутвердых сыров в Беларуси на уровне 120 тыс. т общая выгода от повсеместного внедрения данной технологии могла бы составить по самым скромным оценкам не менее 5 000 000 евро в год, а это живые деньги — столь необходимая сегодня предприятиям и государству валютная выручка. Первый опыт внедрения этой современной технологии в Беларуси уже есть на Верхнедвинском маслосырзаводе, Барановичском молочном комбинате и некоторых других предприятиях.

Об инновационных системах потребительской (порционной) упаковки сыров рассказал представитель CRYOVAC в Республике Беларусь Раман Лапчук.

В задачи потребительской упаковки в первую очередь входит обеспечение длительных сроков годности, исключение обсеменения, риска развития опасных инфекций и порчи сыра, защита сыра от усушки и развития нежелательной микрофлоры при помощи барьерных материалов в защитной среде.

Существует два способа потребительской упаковки. Для сыров без рисунка используется вакуумная технология, при которой из упаковки удаляется воздух и таким образом исключается контакт продукта с кислородом. Однако эта технология из-за использования вакуума не вполне пригодна для упаковки сыров с развитым рисунком. Для них более характерно замещение атмосферного воздуха газовой смесью, состоящей полностью или частично из углекислого газа.

Для традиционных на нашем рынке сыров в форме сегмента необходимо использование упаковки в газовой среде, однако упаковка в материал без термоусадки не обеспечивает привлекательного внешнего вида. Оптимальным решением в этом случае является система BDFТМ. Она обеспечивает традиционный вид упакованного продукта с имитацией привычной упаковки в стретч-пленку, при этом длительные сроки хранения — 45–90 суток — за счет барьерности материала. Отсутствует конденсация влаги на внутренней поверхности упаковки. При этом себестоимость упаковки составляет менее 100 белорусских рублей.

Для упаковки в термоусадочную пленку CRYOVAC рекомендует оборудование Ulma (Испания) и Ilapak (Швейцария). Спектр машин этих компаний обеспечивает необходимую производительность: от 30–35 до 80–90 упаковок в минуту. После упаковочной машины устанавливается термоусадочный тоннель, который обеспечивает термоусадку по трем осям путем обдува горячим воздухом.

При использовании системы BDFТМ на одной и той же машине без дополнительного оснащения или переоборудования можно упаковать продукт практически любой формы, сменив программу и, при необходимости, ширину пленки: сегмент, брусок, тертый сыр, слайсерная нарезка на подложке.

Технология барьерной пленки BDFТМ в Беларуси не является новой. По ней в республике уже работают два предприятия: ОАО «Савушкин продукт» и ОАО «Бабушкина крынка» — при упаковке мягких сыров и творога.

Справка «Продукт.BY»

История CRYOVAC началась в 1938 году с изобретения французского ученого Анри де Пуа метода защиты замороженного мяса. В 1998 году произошло слияние CRYOVAC с Sealed Air, компанией по непищевой упаковке. Сегодня корпорация Sealed Air работает в 52 странах, имеет 120 производственных предприятий и филиалов и 37 исследовательских центров. CRYOVAC предлагает более 80 собственных упаковочных систем, многие из которых уникальны и не имеют аналогов в мире.

Equipment Group Sealed Air CRYOVAC — это:

— Технический центр по производству и обеспечению технической поддержки в Швейцарии (Root)

— Производственно-технический центр в Италии (PTC)

— Выставочный центр во Франции (Packforum, Париж)

— Выставочный центр в США (Packforum, Атланта)

— Выставочный центр в Китае (Packforum, Шанхай)

— Производство в Италии и Японии

— Группа технической поддержки