"Белорусский бокал": украинский взгляд на пивной рынок Беларуси

Ситуация на пивном рынке Украины и тема развития белорусского пивоварения.

В интервью изданию "Экономические известия" Александр Говядин, финансовый директор «Славутич», Carlsberg Group, прокомментировал ситуацию на пивном рынке Украины и затронул тему развития белорусского пивоварения, а также экспорта украинского пива в нашу страну.

– По данным статистики, снижение экспорта отмечено на все основные внешние рынки, не учитывая Беларусь. Так, по данным «Укрпива», в сентябре текущего года в Россию было экспортировано 10872 тыс. л, а в прошлом году в сентябре 14993 тыс. л. Поставки в Молдову упали с 3059 тыс. л до 1803 тыс. л. А вот белорусы в первом месяце осени текущего года закупили 5095,05 тыс. л украинского пива, тогда как в сентябре прошлого года всего лишь 897 тыс. л.

Да и сам пивной рынок братьев-славян растет как на дрожжах. Производство пива в Беларуси в январе-октябре возросло на 16,6% – до 33,7 млн. дал. Как сообщают в концерне «Белгоспищепром», при этом в октябре текущего года по сравнению с октябрем прошлого года рост составил 28,1%.

Согласно данным концерна, на внутреннем рынке за январь-октябрь 2010 г. белорусские пивоваренные компании реализовали 28 млн. 762,1 тыс. дал пива, что на 7,7% больше уровня января-октября 2009 г.

Растет и экспорт страны. Белорусские пивзаводы увеличили экспорт в 2,5 раза – до 4 млн. 276,8 тыс. дал пива по отношению к показателю за такой же период прошлого года.

Да и пить белорусский пивоман стал из кружки побольше. По данным «Белгоспищепрома», на внутреннем рынке Беларуси в январе-октябре реализовано 28 млн. 762,1 тыс. дал пива, что на 7,7% больше, чем за такой же период 2009 г.

Несмотря на благоприятные показатели, по итогам первого полугодия практически все пивоваренные заводы Беларуси сработали с убытками. Как заявили в «Белгоспищепроме», убытки ОАО «Криница» за январь-июнь составили 1,576 млрд. белорусских рублей, группы компаний Heineken в Беларуси — более 12 млрд. бел. руб. Из крупнейших игроков с прибылью сработало лишь ОАО «Пивзавод «Оливария» (3,544 млрд. бел. руб.).

Основным фактором неудачных итогов работы белорусские эксперты называют именно импортное пиво.

Импорт уже давно стал головной болью белорусских государственных мужей. Однако уже не один год рынок пытается вытеснить заморское пенное, но пока без явных результатов.

За введение жестких норм в отношении импортного пива постоянно ратует «Белгоспищепром». В концерне заявляют, что к 2015 г. доля импортного пива на белорусском рынке должна быть сокращена с 30% до 5%.

На долю России приходится около 60% импортного пива на белорусском рынке. Почти весь остальной объем импорта приходит из Украины. Но поскольку по-братски наладить пивные отношения так и не удалось, власти соседнего государства решили пойти на лицензирование в отношении украинского пива.

Антидемпинговое расследование в отношении украинского пива было начато весной 2010 г. По разным данным, импорт украинского пива в Беларусь в 2007 г. составил около 17,6 тыс. л – на $7,36 млн., в 2008 г. около 42,4 тыс. л – более чем на $17 млн., в 2009 г. 42,76 тыс. л – на $16,6 млн.

При этом средняя цена пива, импортируемого из других стран, в 2009 г. превышала цену на украинское пиво на 48,7%. Это позволило украинскому пиву увеличить долю на белорусском рынке за три года с 18,7% до 32,6%, в то время как белорусские производители снизили долю на рынке с 32,4% до 28,9%, а их запасы выросли на 17%.

За январь-август 2010 г. в Беларусь было импортировано 9,76 млн. дал пива на общую сумму $49,76 млн. Российские компании за январь-август поставили в Беларусь 6,18 млн. дал пива на общую сумму $34,4 млн. Из Украины за первые восемь месяцев этого года было импортировано 3,45 млн. дал пива на сумму $13,39 млн.

Первый экспортер страны — «Оболонь» — не стал ждать ввода недружеских соглашений и пошел другим путем.

Компания очень заинтересована растущим рынком. ЗАО «Оболонь» подписало лицензионный договор, согласно которому ОАО «Брестское пиво» осуществляет производство и продажу пива ТМ «Десант» на территории Республики Беларусь. Как рассказал на пресс-конференции в Бресте председатель совета акционеров ЗАО «Оболонь» Сергей Блощаневич, компания довольна сотрудничеством с белорусской стороной, он выразил надежду на то, что лицензионный налив пива «Десант» станет первым шагом в долгосрочном партнерстве.

Брестские пивовары планируют наливать около 20 тыс. дал лицензионного пива ежемесячно. Доля ОАО «Брестское пиво» по итогам десяти месяцев осталась на том же уровне — 7,7%. За тот же период производитель увеличил объем экспорта в 12 раз — до 581 тыс. дал.