Белорусские компании продолжают переоценку своих взглядов

Интервью директора компании "Белпункт" Михаила Дорофеева журналу "Продукт.BY".

Я давно не слышал голоса тех, кто заворачивал товар в грубую коричневую бумагу, гордо приговаривая: «Зато у меня натуральный и качественный продукт».Наша упаковка по-прежнему плоха, но есть удачные примеры лидеров и постоянные попытки инноваций всех остальных. Движение — жизнь.Что под упаковкой? Развернем конфету или шоколадку. Я ожидаю блестящей аппетитной глянцевости и аромата, который возбуждает вкус. А что говорят специалисты? Директор компании «Белпункт» Михаил Дорофеев отмечает, что среднестатистический спрос на белорусскую кондитерскую ароматику, в отличие от импортной, топчется на месте: отказывая себе в копеечных затратах, наши производители теряют возможности, а вместе с ними и рынки.

Александр ВЛАДЫКО

— Михаил, вы можете сравнить белорусский рынок кондитерской ароматики с российским? — Буквально недавно общался с коллегами, которые в России представляют интересы той же компании, что мы в Беларуси. Спрашиваю: «У вас вот это покупают?» и перечисляю ходовые и относительно дешевые позиции из прайса. Мне говорят: «Нет, Михаил, уже даже не смотрят». Уточню, что речь идет о компаниях уровня «Нестле». Если бы они только в России торговали — одно дело, но они занимают лидирующие позиции и на белорусском рынке.— Это вопрос экономии? — Ароматика имеет настолько незначительный вес в себестоимости готового продукта, что говорить об экономии бессмысленно. В среднем нужно 1–1,5 кг ароматов на тонну продукции. То есть — порядка 60–80 тысяч рублей! Разница же между более дешевыми и дорогими ароматами и вовсе равняется паре десятков тысяч. Но именно эти в рамках всего производства «копейки» зачастую влияют на первое впечатление покупателя о качестве продукции.— Существует ли, исходя из вашего опыта продаж ароматических добавок, проблема постоянства качества продукции белорусских кондитеров? — Для многих компаний, причем не мелких, которые покупают одни и те же наименования у разных производителей, — да. А вы представляете, сколько существует «Клубник», если только у нас 4–5 «рабочих» вариантов на складе?— Сложно представить, что человек возьмет две пачки печенья одного наименования, но разных месяцев выпуска, и начнет сравнивать аромат… — Это просто недопустимый прецедент. Нельзя отказывать покупателю в органолептической памяти. Он, может, и не сразу почувствует, что продукт изменился и что именно изменилось. Но у него исчезнет ощущение счастья, которое было, когда он пробовал печенье первый раз. Заметьте, я не говорю о том, что продукт, меняясь, становится лучше или хуже. Но подрывается доверие к постоянству, которое у наших компаний и так в дефиците. Все же слышали о стереотипе: покупайте, пока новое, потом станет хуже.— Почему значительно отличаются цены на ароматические добавки от разных производителей? — По крайней мере, не потому, что мы самые жадные (пока еще все работают в одинаковых условиях ценообразования). Потому что иные фабрики не имеют лабораторий, ноу-хау, не могут гарантировать стабильность своих образцов. Мы же отвечаем за каждую позицию: проведены дорогостоящие и неоднократные исследования, чтобы добавка не превратилась в ложку дегтя в бочке производителя. Ответить на некоторые из поднятых вопросов мы попросили двух главных технологов: Ивана Якеля (СООО «Первая шоколадная компания») и эксперта-технолога, согласившегося побеседовать на анонимных условиях.

Иван Якель:«На ароматике много не сэкономишь» Ароматика на самом деле существенно не влияет на цену продукта, поэтому экономить на ней бессмысленно. Тем более менять ароматы на более дешевые в процессе производства. Во-первых, главное в продукте — вкус и аромат. Во-вторых, опытным путем доказано, что дешевые добавки требуют больших дозировок. Вести переговоры с поставщиками, подписывать долгосрочные контракты — вот где нужно экономить, а не покупать дешевые аналоги. Могу вспомнить единичные случаи, когда мы прибегали к замене ароматов. Это может быть продиктовано снятием добавки с производства или кардинальным изменением условий поставок. Что касается контроля, то образцы отбора проб абсолютно каждой партии сырья идут ко мне на стол. Не говоря уже о лабораторном анализе. Службы закупок не могут самостоятельно принять решение о смене поставщика добавок. Это дело дегустационной комиссии, которая работает на каждом предприятии. Наша компания делает продукцию одинакового качества как для экспорта, так и для внутреннего рынка. Хотя известно, что в каждом регионе мира у потребителей свои вкусовые предпочтения. «Ход конем» — это когда продукт нравится независимо от нации, например, конфеты «Мирабелла», «Арабелла». Что бы ароматика, как в этом случае, подходила концепции продукта, иногда приходится перебирать ароматизаторы десятка компаний.

Эксперт:«Лично я такую карамель есть не буду, но она пользуется спросом…» Тема ароматов настолько субъективна, что прийти к единому знаменателю сложно. Даже на проводимой нами дегустации мнения расходятся: одним кажется достаточно аромата, другим — мало. Это и вправду несущественный вопрос для любой кондитерской компании — доля ароматики занимает десятые доли процента в себестоимости продукта. Поэтому я не знаю, кто и чем руководствуется, когда при выборе ароматов первым делом знакомится с прайс-листом. Но я и не призываю покупать самое дорогое. В каждом продукте аромат раскрывается по-своему, поэтому нужно пробовать. Наша компания все время в поисках новых ароматов. Проблема в том, что в Беларуси есть немало консервативных покупателей. Мы в свое время «играли» с экзотическими ароматами: кола, манго, дыня, киви — но продажи не радовали, и продукт не прижился.

Полную версию материала читайте в январском № 1 (60) журнала "Продукт.BY".