Белорусские дрожжи. История и современность — в комплексе

История ведущего отраслевого предприятия ОАО «Дрожжевой комбинат» началась еще в конце XIX века. Все происходило по накатанной «этнической колее». Достаточно состоятельные чинные евреи, заработавшие капитал на торговле (в нашем случае, братья Янкель и Зельман Раковщики), вложили часть его в небольшое промпредприятие. Дело было в 1891 году. Изначально их «мануфактура» на окраине Минска выпускала дрожжи и спирт.



Надо сказать, это предприятие ничем не выделялось среди других своих «собратьев» в царской России. Однако Раковщики быстро поняли, что остановиться в развитии — значит, потерять деньги и банально прогореть, не выдержав активной уже тогда конкуренции. И через два года, в июне 1893‑го, братья строят первый в Минске каменный, паровой дрожже-винокуренный завод. Так в будущей Беларуси зарождалось промышленное дрожжевое производство.

Внимание — вопрос…

«Минуточку, — скажете вы, если более-менее компетентны в вопросах становления отечественной пищевой промышленности. — Но все вышесказанное является историей непобедимого и легендарного холдинга «Минск Кристалл», созданного вроде как братьями Раковщиками. Причем тут дрожжи?»

И будете отчасти правы. В том-то и дело, что два этих производства — тоже братья, практически родные. Просто производство дрожжей от производства спирта, водки и т. д. было в итоге разграничено, так сказать, дифференцировано и размещено по разные стороны одной улицы (когда-то Ляховки, а ныне — Октябрьской). Но что история дрожжевого комбината республиканского значения, как и нынешнего холдинга «Минск Кристалл», начиналась в июне 1891 года — это факт.

За 126 лет в сфере производства дрожжей произошло очень многое. Но мы не будем сильно углубляться в историю. Достаточно лишь отметить, что в 1970‑е годы к Минскому дрожжевому заводу присоединили небольшое предприятие в Ошмянах. А на сегодняшний момент в состав уже ОАО «Дрожжевой комбинат» (образовано в 1990‑е годы) входят Минский дрожжевой комбинат и его филиал — Ошмянский дрожжевой завод.

«Что происходит на нем сейчас?» — вот этот вопрос кажется нам более актуальным.

Стандартные вопросы качества

Если говорить о качественных характеристиках традиционных хлебопекарных дрожжей, изготавливаемых на производственных площадках ОАО «Дрожжевой комбинат», то следует назвать минимум четыре основных пункта, гарантирующих преимущество предприятию.

1. Экологичность и натуральность продукции.
2. Конкурентоспособная цена. Гибкая система скидок в зависимости от объема реализации продукции.
3. Мобильность. Возможность предоставить покупателю продукцию в упаковке по заказу. Для этого имеются широкая линейка и различные виды упаковочного материала.
4. Логистика. У компании есть собственный транспорт, а также возможность оказать помощь в подборе стороннего транспорта.

Направления, отличные от других

В то же время комбинат в Минске планирует сделать ставку на принципиально новые подходы к технологии производства. В первую очередь, сохраняя высокие объемы производства прессованных хлебопекарных дрожжей, наращивать выпуск импортозамещающей продукции — сушеных дрожжей. В 2017 году предприятие посещал мэр Минска Андрей Шорец и гарантировал поддержку столичных властей по данному направлению.

Речь идет о реализации проекта, предполагающего открытие мощных сушильных установок. За данной стратегией — будущее. Использование сушеных дрожжей серьезно упрощает предприятию условия хранения и логистику.

Ведь традиционные прессованные дрожжи, которые сегодня главным образом используют отечественные хлебозаводы, требуют специального транспорта, достаточно жестких условий хранения — в холодильных камерах. А сушеные дрожжи необходимо уберегать от попадания влаги — и все, по сути.

Дрожжевым комбинатом проведена работа по разработке дизайна упаковки данной продукции, а также картонных коробок (шоу-боксов) для выкладки продукции в розничной торговле. Работа ведется на опережение.

Еще один инновационный шаг столичного предприятия — выход на аграрный рынок. Причем не только Беларуси, но также России, Украины и т. д. Эта история началась с появления «Ростмомента» — натурального стимулятора роста растений на основе дрожжей. В Беларуси данный препарат быстро и весьма успешно себя зарекомендовал. А в 2016 году он прошел комплексные испытания в России и на Украине. Результаты были получены просто блестящие.

Если вкратце, белорусское предприятие попало в государственные реестры и Украины, и России. А это означает: рынок двух государств для белорусской дрожжевой продукции, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве, оказался открыт. Важно и то, что и на Украине, и в России у данной разработки имеется поддержка весьма серьезных и авторитетных специалистов в области сельского хозяйства.

Что такое «Ростмомент»?

Разработанный технологами Дрожжевого комбината оригинальный дрожжевой продукт «Ростмомент» — это природный, высокоэффективный, экологически безопасный биостимулятор роста растений, без химических добавок.

Сферой применения являются аграрно-промышленный комплекс и частные подсобные хозяйства. Препарат, в том числе, способствует более раннему цветению и плодоношению разнообразных культур, ликвидирует последствия стрессового фактора после угнетающего действия гербицидов. Данный продукт — одна из перспективных экспортных статей предприятия.

Почему будущее — за сушеными дрожжами?

Конкурентными характеристиками сушеных дрожжей (в отличие от прессованных) являются:

  • минимизация сроков приготовления конечного продукта;
  • условия и сроки хранения.

Срок хранения хлебопекарных прессованных дрожжей 24 дня при температурном режиме от 0 до плюс 4 ˚С. Срок хранения хлебопекарных сушеных дрожжей — 14 месяцев, условия хранения — любое сухое место при комнатной температуре.

Белорусский рынок перспективен для данной продукции. Основными потребителями сушеных хлебопекарных инстантных (быстродействующих) дрожжей являются частные мини-пекарни, комбинаты хлебопродуктов, производящие готовые смеси для хлебопечения, а также предприятия крупных розничных сетей, имеющие в своем составе собственные хлебопекарные производства.

Экспортный потенциал

Показателем успешности предприятия является работа или же продуманная перспектива деятельности на внешних рынках, а также диверсификация экспорта. ОАО «Дрожжевой комбинат» уже сегодня планирует (и осуществляет) поставки сушеной дрожжевой продукции на рынки России, Украины, Казахстана и стран Евросоюза. Кроме того, ведутся переговоры по продвижению сушеных хлебопекарных дрожжей, произведенных в Минске, на Африканский континент. Речь идет о таких странах, как ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Республика Бенин…

Только цифры

За десять месяцев 2017 года ОАО «Дрожжевой комбинат» показал следующие промежуточные результаты… В рамках данной публикации позволим озвучить лишь пять показателей:
рентабельность продаж — 19,1 %;
выручка от реализации продукции — 6,3 млн долларов;
прибыль от реализации — 1,2 млн долларов;
экспорт товаров — 474 тыс. долларов;
рост экспорта в натуральном выражении — 124 %.

Игорь Забаштанский, генеральный директор ОАО «Дрожжевой комбинат»

Справка «Продукт.BY»

ОАО «Дрожжевой комбинат», в состав которого входят Минский и Ошмянский дрожжевые заводы, производит хлебопекарные, спиртовые, винные, кормовые дрожжи, представляющие собой технически чистую культуру одноклеточных грибов-сахаромицетов. Кроме того, на заводе в Минске выпускается оригинальный стимулятор роста растений на основе дрожжей «Ростмомент».

Источник: Produkt.by