Белорусская говядина будет «сориентирована» на китайский рынок?..

Такой предварительный вывод можно было сделать, слушая некоторых спикеров, принимавших участие в Первом экспортном форуме «Беларусь мясная» 27 октября. На самом деле, все далеко не так уж просто и однозначно. Мы предлагаем вам своеобразный экстракт из блока выступлений на данную тему, разбавленный собственными наблюдениями и комментариями.

Бесспорным является одно. В соответствии с прогнозами Организации экономического сотрудничества и развития до 2022 года рынок импортной говядины в Китае станет самым быстрорастущим сектором, с ежегодными темпами прироста не менее чем 7 %. Данный тренд позволяет говорить о серьезных возможностях для белорусских мясоперерабатывающих предприятий по поставкам мясной продукции на китайский рынок, говядины — в первую очередь. После завершения процедуры сертификации соответствующих белорусских предприятий (разумеется, при условии благоприятной конъюнктуры цен и заключения внешнеторговых контрактов) запланировано достичь уровня общих экспортных поставок в КНР говядины на уровне 10–15 тыс. тонн в год, что в деньгах составит порядка 40 млн долларов США.

«Козленок — в молоке»

У отечественных производителей мясной продукции есть опасение «на перспективу» — не выдержать конкуренции по цене в Китае. Во всяком случае, диспаритет цен на российском и китайском молочных рынках очевиден. По информации ОАО «Управляющая компания холдинга Гомельская мясо-молочная компания», экспортные цены на молочную продукцию, сложившиеся на китайском рынке, в среднем на 20–30 % ниже отпускных экспортных цен белорусских производителей.

Как будут вести себя поставщики той же говядины из других стран, чтобы захватить этот рынок, можно лишь предполагать. Такие вопросы могут решаться на уровне прямых бизнес-контактов в первую очередь. И в этом плане проведение форумов уровня «Беларусь мясная» в Минске — чрезвычайно перспективно и полезно для всех заинтересованных сторон.

Анализируя состояние мясного рынка Китая на сегодняшний день в ходе форума, управляющий партнер международной компании «Сивитта» Даниэль КРУТЦИННА публично предостерег белорусских производителей от простейших ошибок: «Недостаточно иметь просто качественный товар по хорошей цене. Для вас важны специализация, выбор своей ниши». В то же время он отметил, что китайский мясной рынок стремительно растет, потребление увеличивается быстрее производства, а параллельно растет и доля импорта. «В этих условиях важно уметь работать с крупными ритейл-форматами, желательно напрямую», — подчеркнул он.

Крутцинна отметил перспективность поставок в Китай говядины и свинины, плюс деликатесного мяса ягнят и козлят, а заодно и крольчатины — из Беларуси.

Взгляд со стороны

А вот выступавший на форуме заместитель генерального директора ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), региональный представитель ФАО по Европе и Центральной Азии Владимир РАХМАНИН отметил перспективность работы на китайском рынке именно по свинине. «Данная отрасль в мировом масштабе стагнирует, — отметил он. — Основная причина — снижение собственного производства в Китае из-за низкой рентабельности и новых экологических правил».

«Недостаточно иметь просто качественный товар по хорошей цене. Для Беларуси при работе на китайском мясном рынке важны специализация, выбор своей ниши, умение работать с крупными ритейл-форматами».

В своем докладе Владимир Олегович сделал ряд обобщающих заявлений от лица представляемой им организации. В частности, по прогнозам ФАО, к 2050 году производство мяса в мире удвоится — за счет активизации развивающихся стран. Но в 2016‑м ожидается определенное замедление мирового мясного рынка, рост которого составит не более 0,2 %. «Негативные показатели из Китая и Австралии влияют на общую ситуацию, — отметил он. — В то же время рост внутреннего производства мяса в России может привести к сокращению закупок извне для этой страны».

«Отсутствие ГМО — это повод работать с мясной белорусской продукцией по более высокой цене. Бизнес с нетерпением ждет, когда Беларусь будет открыта для работы в Китае по мясопродуктам, плюс появится возможность доставлять их напрямую».

Данная мысль еще раз подтвердила справедливость обеспокоенности Минсельхозпрода из-за гипертрофированной ориентированности многих белорусских мясопереработчиков-экспортеров на российский рынок. Заслуживает внимания и такая мысль Владимира Рахманина: «На уровне ФАО мы развиваем тесное сотрудничество с Республикой Беларусь. Многие моменты в области наших контактов касаются как раз сферы животноводства».

Иными словами, этот авторитетнейший эксперт напрямую ничего не сказал о необходимости переориентирования поставок белоруской говядины на китайский рынок, но ничего не сказал и против данного тренда.

И хочется, и можется

Как бы там ни было, китайский рынок для белорусской мясной продукции сегодня выглядит наиболее «вкусно». Но есть определенные нюансы. К примеру, всем участникам «Беларуси мясной» было весьма интересно послушать владельца крупной мировой корпорации Rastelli Foods Group (годовой объем производства говядины и мяса птицы — 1,2 млрд долларов, география поставок — 80 стран мира) Энтони РАСТЕЛЛИ. В ходе форума он поделился важной для наших внешнеэкономических служб новостью. Его «одноименная компания» настроена внедрять стандарты США в таких странах, как Беларусь, чтобы в итоге производить и продавать продукцию, находясь поближе к партнерам Rastelli Foods Group. «Тем самым мы принесем пользу нашим клиентам, предлагая лучшие цены и лучшее качество продукции, а также поможем Беларуси получить более высокую выручку за счет работы с продуктами максимальной переработки», — особо подчеркнул топ-бизнесмен.

На сегодняшний момент американская корпорация сотрудничает с тремя заводами по производству продукции из говядины (Гродненским, Могилевским и Бобруйским мясокомбинатами), с одним предприятием по производству молочной продукции (ОАО «Туровский молочный комбинат») и одним комбинатом по производству мяса птицы (ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»).

В частности, Rastelli Foods Group поставила 500 тонн мяса птицы made in Belarus в Кению и Сомали по программе ООН. В то же время белорусскую говядину эта известная на весь мир корпорация, несмотря на серьезнейшие усилия, пока за пределы нашей страны «продвинуть» не смогла.

Три заинтересовавших американского бизнесмена мясоперерабатывающих предприятия из Беларуси проходят сертификацию в Китае и странах Ближнего Востока, но в ОАЭ, к примеру, они столкнулись с определенными сложностями. «Если есть хоть одна свинья на вашем предприятии, то получить сертификат «Халяль» в Арабских Эмиратах очень сложно, — прокомментировал в кулуарах ситуацию легендарный руководитель Гродненского мясокомбината, сенатор Анатолий Гришук. — На данный момент мы лично не планируем пока строить отдельные линии убоя. Мне кажется, Китай в этом плане будет поинтереснее для работы».

Все очень даже может быть

Именно так можно охарактеризовать выступление на форуме полноценного представителя Поднебесной, генерального директора компании «Сина-Трейд» Ма ЧЖИЮАНЯ. Господин Ма отметил в частности: Беларусь интересна для китайского продовольственного рынка в том числе и потому, что здесь практически не используется ГМО при выпуске сельхозпродукции в целом и мясной в частности. Именно данный фактор становится серьезным конкурентным преимуществом. «Отсутствие ГМО — это повод работать с мясной белорусской продукцией по высокой цене, — подчеркнул он. — Китайский бизнес с нетерпением ждет, когда ваша республика будет открыта для работы в нашей стране по мясопродуктам, появится возможность доставлять их напрямую».

Эксперт также обратил внимание на то, что в Китае охлажденная мясная продукция продается на порядок дороже, чем замороженная. Речь идет и о свиных субпродуктах, и о куриных лапках (чрезвычайно популярный продукт из-за специфики китайской кухни. — Авт.), и об обваленной говядине и проч.

Отвечая на вопросы участников конференции, генеральный директор «Сина-Трейда» в частности сказал: «Сегодня китайский мясной рынок весьма перспективен для белорусских продуктов питания. Со своей стороны, мы считаем возможным и справедливым создать с вашей помощью своеобразный фон в Китае, чтобы подчеркнуть: белорусская мясная продукция качественна, безопасна, а значит, ее можно реализовывать по максимальной цене».