Беларусь - это очень серьезное подспорье для российского молочного рынка

Андрей Бесхмельницкий не скрывает, что его отрасль от кризиса только выиграла.

Хоть производителям молочной продукции и пришлось подкорректировать свой ассортимент, драматическое падение продаж их не коснулось. "Юнимилку" в прошлом году удалось даже увеличить продажи на 6% в натуральном выражении, рассказывает гендиректор компании в интервью "Ведомостям". - Судя по отчетности "Вимм-билль-данна" (ВБД), в кризис выросло потребление традиционной молочной продукции, а продукты с высокой добавленной стоимостью стали покупать меньше. В чем же тогда ваша выгода? – Не буду комментировать коллег по цеху. В первом и частично во втором квартале прошлого года действительно пострадали продажи высокомаржинальных современных продуктов – йогуртов, творожных десертов. Но и восстановление было активным. Я думаю, что потребители адаптировались к новой действительности, которая на них обрушилась. Сначала они смотрели, уволят их или нет, сколько у них осталось денег, но потом вернулись к своему привычному стилю потребления. Ведь как бы там ни было, молочные продукты – это не какая-нибудь luxury life, это часть ежедневной диеты. А в крупных городах разница в цене между кефиром, который относится к традиционным продуктам, и йогуртом, который относится к современным, совсем не такая большая. - Можете ли вы проиллюстрировать утверждение о полученной от кризиса выгоде цифрами? Как изменился объем рынка в прошлом году? – Прошлый год был для отрасли многовекторным. Во-первых, вступил в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию, оказавший серьезное влияние на рыночную стратегию переработчиков в сезон большого молока. Следующий вектор – сложные взаимоотношения с Беларусью, которая является крупным поставщиком молочных продуктов на российский рынок. Мы существуем в одном союзном государстве, но до прошлого года не было механизма выработки и мониторинга совместных прогнозных балансов производства и потребления основных видов молочной продукции. А для нас это важнейший элемент управления. Налаживание этих процессов было достаточно болезненным и для белорусской, и для российской стороны. Третий фактор – мировая конъюнктура. После скачкообразного повышения цен на молоко в 2007-2008 годах мировой рынок, в том числе российский, в ценовом плане летом 2009 года стабилизировался на уровне середины 2007 года. Однако в силу влияния первых двух факторов в последние два месяца прошлого года рост цен на сырое молоко в России превысил 30% – у нас возник очень серьезный региональный дефицит ресурсов, в первую очередь молочного жира, масла. Тем не менее, по данным Росстата, объем производства цельномолочных продуктов прибавил около 3%, сыров – более 5%, при этом производство сухого молока и масла значительно упало. - Техрегламент, вокруг которого было сломано немало копий, вступил в силу почти полтора года назад. Сейчас, глядя на результаты его применения, вы считаете его скорее плюсом или минусом для вашей компании? – Для "Юнимилка" – скорее, нейтрально. Мы, по сути, региональная компания, у нас нет производства в Москве, наши предприятия достаточно ровно географически распределены по территории страны – мы всегда ставили перед собой задачу иметь достаточно надежную базу поставщиков. Я думаю, что за последние 4-5 лет нам удалось создать неплохую базу партнеров, поэтому мы меньше пострадали от введения технического регламента. Тут надо четко понимать, что сыграло в плюс, а что в минус. Технический регламент – это серьезнейший документ: нам внутри отрасли нужно иметь четкое понимание, что как должно называться, какие требования предъявляются к каким продуктам. Поэтому нам важно, что технический регламент принят. Другое дело, что его принимали быстро и без учета мнения отраслевых специалистов, четкого понимания, как его применение скажется на ситуации в отрасли. - Вы уже оценили, какое влияние на ваш бизнес оказывает создание Таможенного союза? – Таможенный союз по факту ничего не поменяет, но мы надеемся, что будет больше использования методов рыночного регулирования работы белорусских предприятий и больше понимания в России, какие ресурсы нам реально нужны. Мне кажется более правильным смотреть на совокупный баланс потребления и производства в России, Беларуси, Казахстане и, учитывая последние политические изменения, на Украине. Беларусь и Украина – доноры, Россия и Казахстан – реципиенты. Производство молока даже во всех четырех странах вместе в обозримой перспективе не обеспечивает растущие потребности единого рынка. - Какова динамика вашего бизнеса на Украине и в Казахстане? – На Украине мы присутствуем как полноценный игрок цельномолочного рынка, в Казахстане – только как продавцы долгосрочных продуктов: концентрированное молоко в жестяной банке и UHT-молоко. Казахстан – интересная страна с растущим потреблением, но там мы видим себя как поставщиков долгоиграющей продукции, для всего остального расстояние от нашего ближайшего завода в Шадринске до Алма-Аты слишком велико – больше 2000 км. На Украине ситуация тяжелая, экономически страна пострадала гораздо больше, чем Россия, особенно индустриальные регионы. Это сильно отразилось на нашем бизнесе, но мы поставили для себя задачи удержать наши доли на основных региональных рынках и обеспечить ликвидность компании. С учетом сложностей в банковской системе это было главным. В результате мы сознательно потеряли в объемах, но зато снизили риски. У нас было падение вместе с рынком – на 13-15%. Надеемся, что после выборов ситуация стабилизируется, потому что Украина как страна для нас очень интересна: страна большая, 47 млн потребителей, очень компактная с логистической точки зрения и с высокой культурой потребления молочных продуктов еще с советских времен. Нам больше всего нравится, что наши бренды, которые мы для России и Украины унифицировали, для украинцев оказались близкими и родными – "Простоквашино", "Биобаланс", "Для всей семьи". Сейчас на фоне российских регионов Украина – компактный бизнес с хорошим потенциалом. - В прошлом году вы объявили о создании совместного предприятия на базе Шкловского маслодельного завода в Беларуси. Что это за проект? – Беларусь – это очень серьезное подспорье для российского молочного рынка. Это большой рынок: 10 млн человек, которые потребляют 1,3-1,4 млн т готовой цельномолочной продукции, но потребление очень традиционное. Поэтому для российского продукта перспектив там не очень много. В СП мы видим для себя потенциал развития продаж на территории Беларуси, но в первую очередь – поддержку наших продаж на территории России. Наши потребности в сырье растут, и найти нужный объем сырья зимой, чтобы свести баланс, мы не можем. Это предприятие будет производить продукцию с нашими брендами в наших упаковочных решениях, которую мы будем привозить в Россию. - Вас интересует покупка этого предприятия? – Это вопрос анализа и переговоров. Пока мы сосредоточились на СП. - До кризиса вы говорили о возможной экспансии в Узбекистан и Туркмению. – Стратегически мы считаем своими домашними рынками Россию, Украину и Казахстан, сейчас рассматриваем еще Беларусь. Рынки следующего приоритета – естественно, рынки бывшего Советского Союза. Самая большая страна, конечно, Узбекистан – 25 млн людей. Но на Украине и в Казахстане люди воспринимают наши бренды – "Простоквашино", например, а в Таджикистане или Узбекистане уже нет общности славянских народов и такого большого количества этнических русских. Если пройдет еще 5-7 лет, думаю, это будет совсем бессмысленно. Как сообщал "Ежедневник", второй по величине производитель молочных продуктов в СНГ "Юнимилк" в апреле 2010 года планировал выпустить первую партию продукции на СП в Шклове. Второй проект этой компании в Пружанах также в стадии запуска. Как сообщал заместитель председателя Шкловского райисполкома по экономике Валерий Гузов, на предприятии, созданном группой "Юнимилк" и Шкловским маслодельным заводом, будут действовать три линии общей мощностью 150 тонн цельномолочной продукции в сутки. Инвестор уже вложил в прошлом году в строительно-монтажные работы около 2 млн долларов. В этом году ожидается, что в проект будут инвестированы еще около 10 млрд рублей. СООО "Юнимилк Шклов" было зарегистрировано в 2009 году. Российская компания внесла в уставный фонд средства на строительство завода и закупку и монтаж оборудования, ее партнер – свою "незавершенку". Согласно бизнес-плану вся продукция с СП будет поставляться в Россию. Белорусское сырье, переработанное на белорусско-российском предприятии, будет поставляться к столу россиян одним из брендов группы – "Село Луговое".

Представитель Шкловского райисполкома не исключил, что инвестор согласится инвестировать не только в переработку, но и в производство молока. В течение 2010-2011 годов в районе предполагается строительство 9 крупных животноводческих комплексов. Почему бы не проработать вопрос, чтобы инвестор "вложился" в местную базу, если он готов использовать местные ресурсы, считает представитель местной власти. Напомним, Россия, задействовав вступление в силу нового техрегламента на молоко, на некоторое время парализовала его экспорт из Беларуси. По решению Роспотребнадзора с июня 2009 года был остановлен ввоз в Россию более чем 1,4 тыс. наименований белорусской молочной продукции. Вдобавок белорусские власти были обвинены в создании неконкурентоспособных условий – белорусское молоко дотируется из бюджета, а российское как бы на самоокупаемости. "Молочный удар" оказался для Минска действенным. В итоге власти пошли на уступки в виде снижения квот по ряду ключевых позиций "молочного экспорта". Но это далеко не все. Уступкой, считают эксперты "Ежедневника", могло стать открытие доступа на белорусский рынок и к белорусскому дотационному сырью российских бизнесов. Собственно, регистрация двух совместных предприятий с участием компании "Юнимилк", созданной бывшими менеджерами Романа Абрамовича Андреем Блохом и Андреем Бесхмельницким, приходится как раз на завершение "военных действий". И СООО "Юнимилк Шклов", и СООО "Юнимилк Пружаны" были зарегистрированы в августе прошлого года…