Арабская грамота для белорусского производителя

Генеральный директор Витебской бройлерной птицефабрики Анна НОРКУС, принимавшая участие в выставке Gulfood-2017 в Дубае, в беседе с «Продукт.BY» остановилась на целом комплексе «критических точек», связанных с перспективами поставок белорусской мясной продукции на рынки стран Персидского залива, Африки и т. д.

 

По словам эксперта, часть проблем связана с логистикой: «У белорусских переработчиков мяса нет европейского сертификата на продукцию, а это значит: вопрос транзита нашей продукции через территорию стран ЕС для дальнейшей доставки морем покупателям в тех же странах Персидского залива и т. д. остается открытым. Если удастся его решить, то себестоимость одного килограмма продукции может вырасти на 13 центов, но при этом появятся реальные перспективы для работы».

Однако логистический вопрос тут — отнюдь не единственный (см. материал «Министерский взгляд на ОАЭ и не только…»)…

Выставка в Дубае продемонстрировала наличие успешных логистических компаний, способных разработать оптимальный маршрут доставки продукции от той же Витебской бройлерной буквально в любую точку мира. «При этом нам всем для работы на рынке мусульманских стран нужно плотно думать не только о логистике, но и о сертификате «Халяль», — независимо от профильного министерства ретранслирует его мысли Анна Норкус. — И не просто думать, а предпринимать шаги для его получения, а также тесно работать с ветеринарными службами соответствующих стран».

В 2017 году отечественным переработчикам мяса птицы придется  кардинально решать проблемы снижения себестоимости производства готовой продукции

Россияне защищаются, дальнее зарубежье избаловано

Анна Норкус также констатировала тревожные для отечественного птицеводства тренды: «Основной потребитель-импортер нашего мяса птицы — Россия — очень активно работает над самообеспечением своего рынка и защищает его разнообразными мерами, порой дискриминационного плана. Увы, но это — аксиома. В то же время потребление внутри Беларуси практически не растет. Для того чтобы развиваться и выживать, белорусским производителям как раз и приходится искать пути выхода на рынки дальнего зарубежья».

Выставка в Дубае показала: рынок богатых стран (ОАЭ) натурально избалован дешевой продукцией. Например, закупочная входная цена для мяса птицы из Бразилии в ОАЭ — на уровне одного доллара за килограмм. Это означает, что белорусские производители, даже решив вопрос с логистикой и транзитом через территории ЕС, сегодня будут вынуждены работать в убыток в ОАЭ. С другой стороны, они получат возможность заявить о себе на перспективных рынках и заглянуть за горизонты, образно выражаясь. Какой путь выбрать?..

Вопросы себестоимости и не только

«Нам, белорусским переработчикам, необходимо кардинально, не на бумаге и не для отчетности, а реально снижать себестоимость своего производства, — отмечает гендиректор Витебской бройлерной. — Такая политика стимулирует работу не только за пределами Беларуси, но и на внутреннем рынке. А сегодня постоянная борьба за сети с помощью разнообразных скидок, акций и прочего делает нашу работу внутри страны не слишком привлекательной… Если говорить о конечном результате, об экономике».

Итак, Витебская бройлерная фабрика как в зеркале отражает проблемы наших пищевых предприятий — при работе на внешних рынках. Рынок России для фабрики закрыт по достаточно надуманной причине. Летом прошлого года в партии мяса птицы под брендом «ГАННА» были обнаружены бактерии листерии, которые несвойственны мясу птицы — в общем-то…

На украинском рынке приходится работать практически с нулевой рентабельностью, в рамках игры «вдолгую». Проблемы Украины известны.

Есть еще перспективный рынок Африки. Там потребительский спрос зашкаливает. Однако у большинства стран африканского континента нет денег. А работа на этом направлении по гуманитарным программам ООН — это колоссальная ответственность.

Что делать?.. Вместо резюме

В сложившихся условиях логичной будет выглядеть следующая концепция. Отечественные профильные управления и ведомства, в том числе в регионах, сегодня должны быть заинтересованы в том, чтобы совместно с производителями разрабатывать стратегии для работы на внешних рынках, помогая им, прислушиваясь к пожеланиям.

Задачу можно решать, к примеру, с помощью разумных квот, определяющих долю экспорта для конкретного предприятия. В то же время напрашивается комплекс мер господдержки для решения проблем, о которых было достаточно сказано выше. Речь идет о сертификации для внешних рынков и поддержке экспортеров мяса птицы — в том числе и финансовой.

«Рынок ОАЭ, как показала выставка Gulfood-2017, является привлекательным для нас, — подчеркнула Анна Норкус. — А при условии господдержки он может рассматриваться как весьма перспективное направление для экспортных поставок белорусского продовольствия в целом и мяса птицы — в частности». | BY |