Житница планеты: 6 фактов о сельском хозяйстве Бразилии

1. Сельскохозяйственный сектор Бразилии в 2017 году вырос на 11% и принес более 10 млрд долларов.

За одно поколение Бразилия смогла превратить свой сельскохозяйственный сектор в один из самых конкурентоспособных в мире. В 2015 году ВВП Бразилии достиг $ 2,2 трлн, что позволило стране стать седьмой по величине экономикой в мире, и самой крупной, наиболее влиятельной в Латинской Америке. Бразилия ― это 47% всей земли в Южной Америке и 49% населения континента. Она является крупным производителем продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, и одним из ведущих игроков на мировом рынке, сообщает aggeek.net.

Страна конкурирует с США в международных продажах сельскохозяйственных товаров, таких как: соевые бобы, птица, говядина, кукуруза и рис. За два последние десятилетия валовый сбор сельхозпродукции Бразилии вырос с 60 млн тонн до 200 млн тонн.

2. Соя ― топ-культура в Бразилии. Её экспорт продолжает расти.

За последние 20 лет производство сои в Бразилии впечатляюще увеличилось. В 1997 году страна производила 27,3 млн тонн соевых бобов, что являлось вторым количеством в мире, но значительно отставало от 73,2 млн тонн, которые производили США. Десять лет спустя Бразилия вышла на цифру в 114 миллионов тонн сои по сравнению с 120 миллионами Соединённых Штатов. Сейчас 96 % сои в Бразилии ― это ГМ-разновидности.

Эксперты пророчат светлое будущее бразильским соевым бобам. В 2017 году экспорт только увеличился. Скорее всего, посевы сои также возрастут, поскольку все больше фермеров хотят садить эту выгодную культуру вместо кукурузы. Да и глобальное потребление сои не показывает признаков замедления.

3. Из-за экстенсивного сельского хозяйства массово страдают леса. Это подтолкнуло правительство к введению «Соевого моратория».

Потребность фермеров в новых землях для пастбищ и полей привело к нещадной вырубке лесов вокруг Амазонки. Интересно, что добыча полезных ископаемых, строительство дорог и лесозаготовки составили лишь 1-2% от общей вырубки в период с 2000 по 2005 год. Сельскохозяйственные угодья, в основном под сою, стали причиной 25-35% обезлесения. На ранчо для крупного рогатого скота приходится 65-70% от общего количества вырубок за тот период.

Массовое уничтожение лесов привело к введению в 2006 году «Соевого моратория» (Soy Moratorium), который запрещает вырубку леса под соевые поля. Этот мораторий возобновили в 2015 году. Такой запрет дал положительный результат, и вырубки снизились. Однако сейчас фермерам удается мораторий обходить. Они садят сою на местах, которые раньше уже были расчищены для скота. Так, в 2016 мир снова стал свидетелем наибольшей площади высадки сои в истории Бразилии. Эта тенденция сохраняется и в сезоне 2017/2018.

Международные организации по защите окружающей среды крайне обеспокоены ситуацией вокруг Амазонки. Они активно разрабатывали (и продолжают это делать) планы по интенсификации сельского хозяйства Бразилии. Это дает свои плоды. Фактически, обезлесение сейчас составляет менее одной пятой того, что было в 2004 году.

4. Для огромных объемов экспортируемого продовольствия крайне не хватает инфраструктуры.

Даниэль Доннер, старший вице-президент AGI, говорит, что фермерам Бразилии недостает даже силосов ― огромные горы зерна лежат просто на земле (помочь решить эту проблему согласились китайские инвесторы). В 2013 году случилась крайне неприятная история: March Sunrise Group, крупнейший соевый трейдер в Китае, отменил заказ на 12 млн тонн сои из-за задержки её поставок в порт.  После подобного промаха, бразильское правительство стало уделять инвестициям в инфраструктуру гораздо больше внимания.  Были сформированы новые железнодорожные концессии (предоставление долгосрочных контрактов, в соответствии с которыми частные компании управляют железнодорожными услугами, а в некоторых случаях также берут на себя ответственность за поддержание и продление маршрута. ― Aggeek), а инвестиции в порты в 2016 году достигли 4,6 млрд долл.

Это важно, поскольку старые порты Бразилии недостаточно глубоки для новых грузовых суден Panamax и Capesize. Железная дорога, в свою очередь, помогает транспортировать тонны зерновых из центра страны. Например, из района Мато Гроссо ― лидера по выращиванию сои и пшеницы ― который нуждается в перевозках более 70% своих посевов к южным портам.

5. Бразилия является одним из крупнейших экспортеров говядины и курятины. 

Вместо того, чтобы транспортировать тяжелые и дешевые соевые бобы, бразильские фермеры начали кормить ими цыплят. Экспорт мяса привел к значительному уменьшению веса и объема. Кроме того, гораздо большая стоимость мяса подтолкнула развитие инфраструктуры. Ведь животноводческие фермеры могут позволить себе платить за это больше, чем аграрии. В общем, Бразилия выбилась в лидеры экспортеров курятины, охватывая 40% глобальной торговли этим продуктом.

Но, как говорится, чем выше летаешь, тем больнее падать. Недавно страну всколыхнул скандал с качеством экспортируемого мяса. Расследование под ярким названием «Слабая плоть» показало, что коррумпированные инспекторы утверждали испортившееся мясо на экспорт. Компании JBS и BRF ― крупнейший в мире производитель говядины и крупнейший в стране экспортер птицы ― были в центре расследования.

Подобные выходки крайне опасны, поскольку несвежее мясо может содержать бактерии сальмонеллы. После расследования, ключевые импортеры курятины (Китай, Саудовская Аравия, ЕС и Япония) приняли торговые ограничения. Эта история стоила Бразилии от $250 до $300 миллионов.

Вместе с тем, экспорт мяса в 2018 обещает вернуть былую мощь. Бразильские экспортеры говядины ожидают в текущем году вывезти рекордные 1,68 млн тонн (рост ― 10%).

6. Сахарный тростник ― не самая лучшая идея для инвестиций.

Бразилия также является крупнейшим производителем и экспортером рафинированного тростникового сахара. Впрочем, пока экономика страны понемногу восстанавливается, индустрия сахарного тростника ― нет. Не похоже, что бразильские заводы смогут отойти от падения цен на сахар с 2011 года. Даже переработка тростника на этанол не позволяет справиться с кризисом, поскольку спрос на это топливо также не слишком велик.

Многие заводы подали на банкротство: падение курса бразильского реала не позволило им покрыть долги, которые числились в долларах США. В период с 2010 по 2017 год было открыто 21 перерабатывающий завод, в то время как 66 предприятий закрылось.

Перспектива для тростника может открыться при использовании его соломы для добычи электроэнергии. Отходов от переработки этого растения может хватать для обеспечения 23% потребностей электроэнергии всей Бразилии.