Вкус детства: самые интересные факты о сгущенке

Для большинства сгущенка в голубой жестяной банке — культовый продукт из СССР, который можно было есть ложками и без опаски давать детям. Современная продукция и пахнет не так, и вкус уже мало напоминает желаемый, сообщает medaboutme.ru.

Молоко с французским характером

Для советских граждан сгущенка всегда была своей — «родной», отечественным продуктом, которым можно было гордиться. Ею поливали блинчики и ели ее с оладьями, клали в чай и кофе, пропитывали хлеб. Но если обратиться к истории, окажется, что молоко впервые стали сгущать во Франции.

Французский изобретатель Николя Аппер долгих 14 лет работал над продуктом, который мог бы храниться очень долго и при этом не портиться. Это сейчас мы знаем, что таким требованиям соответствуют консервы, но в то время они еще не были изобретены.

Наполеон Бонапарт, который хотел завоевать мир, пообещал солидное денежное вознаграждение тому, кто придумает резервное продовольствие для его армии. Николя Аппер предложил сгущенное молоко, за что получил 12 тысяч франков и удостоился признания.

Для нужд армии продукт выпускали в стеклянных бутылях. Сгущенку можно было разводить водой и пить как обычное цельное молоко. Да и называли ее часто «концентрированным молоком».

На новый уровень продукт поднял другой экспериментатор — американский предприниматель Гейл Борден.

До этого он пробовал сгущать чай, сок, мясо и другие продукты. В отличие от Аппера, Гейл Борден разработал вакуумный метод сгущения молока, стал добавлять сахар в определенной пропорции и построил первый в мире завод по производству сгущенки. Технология производства была запатентована им 19 августа 1856-го года.



В честь Бордена назвали городок в штате Техас, а его заводы существуют и ныне, являясь мировыми лидерами по производству сгущенного молока.

В России первый завод по изготовлению сгущенки был построен в 1881-м году — в Оренбурге. В то время как в США такой же завод был открыт на 23 года раньше — в 1858-м.

Сгущенка из СССР — вкус детства

В советское время сгущенку в магазинах продавали в жестяной банке, объемом 325 мл. При этом на предприятия общественного питания и на нужды вооруженных сил поставляли молоко в металлических банках по 3 литра, алюминиевых тубах или деревянных бочках.

Современная сгущенка чаще всего продается во все той же жестяной банке с бело-голубым дизайном для обычного молока и в бело-коричневом оформлении для вареного. Дизайн этикетки был придуман в 1939-м году Ираидой Фоминой — дочкой известного архитектора.

И хотя современные технологии позволяют продавать сгущенку в пластиковых контейнерах и бутылках, многие производители не спешат менять классическую упаковку, ведь для потребителя она — не просто дань традиции, а яркое воспоминание о детстве. Которое, к тому же, неплохо продается.