УдарИт ли запрет и усиленный контроль белорусской молочной продукции по потребителю РФ

 

История российско-белорусских продовольственных взаимоотношений полна многочисленных запретов, разрешений и переговоров. Поставки молочной продукции из Беларуси в Россию часто называют инструментом политического давления, несмотря на единое таможенное пространство, и признают торговым потоком, находящимся под пристальным оком контролирующих ведомств. Последний год, в том числе, как говорят отдельные участники рынка, по причине продвигаемой властями политики импортозамещения, белорусскую молочку все чаще «накрывает» то усиленный контроль, то предупреждения о полном запрете.

В конце февраля Россельхознадзор сообщил о решении ввести режим усиленного лабораторного контроля в отношении ряда мясо-молочных предприятий Республики Беларусь. Нарушение, которые выявило ветеринарное ведомство РФ в продукции молочных предприятий — превышение содержания натамицина. 

В частности, вопросы у Россельхознадзора возникли к следующим предприятиям: ОАО «Молодечненский молочный комбинат» Воложинский филиал», ОАО «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Рогачевский МКК» филиал по производству сыров, ОАО «Бабушкина крынка» управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка».

Как сообщало ранее The DairyNews, Россельхознадзор намерен увеличить количество проверок молочной продукции, изготовленной рядом белорусских предприятий.   Однако белорусская сторона уверена в качестве производимой собственными предприятиями продукции и заявляет о том, что их лаборатории не фиксируют озвученных Россельхознадзором нарушений.

«Мы узнаем о том, что Россельхознадзор выявил какие-то нарушения, но при этом не знаем всех подробностей. В прошлом году Минсельхозпрод Республики Беларусь неоднократно обращался в Россельхознадзор по поводу этих проверок, и, насколько я знаю, четкого ответа о подробностях выборки проб мы так и не получили. У нас, в Беларуси, санстанция время от времени проводит такие выборки продуктов в магазинах или по обращению граждан. В результате мы конкретно знаем где, когда, к какому именно продукту (и какой партии) могли возникнуть претензии, а также, где и при каких обстоятельствах проводились отборы продуктов на предмет контроля качества», — комментирует Сергей Царев, начальник отдела аналитики ОАО «Савушкин продукт».

«Конечно, я не могу отвечать за всю молочную отрасль страны, но лаборатория нашей компании оборудована по последнему слову техники. При этом наши объемы производства и минимальных партий не предусматривают разделения продукции на ту, которая идет на российский рынок и ту, которая остается у нас», — констатирует представитель «Савушкин продукт».

Если проверки Россельхознадзором белорусской молочной продукции осуществляются по всем правилам, то «на рынке» повысится безопасность продукции, считают эксперты, опрошенные TheDairyNews. «Если производители допускают много нарушений, возможно уменьшение предложения определенных видов продукции в краткосрочном периоде — рынок глобальный, несмотря на санкции», — отмечает Владимир Суровцев, завотделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, доцент Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства.

Накануне Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц заявил, что претензии по качеству белорусской продукции поступают только из России.  При этом он подчеркнул, что Беларусь экспортирует молоко и мясо во многие другие страны.

«У нас на достаточно высоком уровне сегодня налажен контроль — контроль по сырью, контроль по выпуску готовой продукции, по отгрузке. У нас не вызывает никакого сомнения внутри Беларуси, что где-то принижен или на недостаточном уровне находится ветеринарный контроль. У нас есть аккредитованные лаборатории, в том числе и в областях, имеются опытные специалисты. Не вызывает никакого сомнения, что продукция качественная. Из других стран никаких рекламаций не поступает, хотя наше мясо, наше молоко, готовая продукция поставляется в десятки стран, в том числе Евросоюза», — сказал Заяц, отметив, что продукция белорусского производства часто фальсифицируется, в том числе на территории РФ.

Как будут развиваться отношения России и Беларуси на молочном рынке, сказать пока сложно. В любом случае, РФ пока далека от самообеспеченности собственным молоком и белорусская продукция имеет существенное влияние на российский внутренний рынок.

«Я не знаю, что делают белорусы с натамицином. Как потребитель, я не могу идентифицировать его содержание в продукте. К сожалению, могу констатировать, что в ассортименте белорусских продуктов молокосодержащей продукции меньше не становится. Я постоянно сталкиваюсь с несоответствием маркировки белорусской продукции и ее содержимого. Исходя из моего потребительского наблюдения, я поддерживаю установку Россельхознадзора на усиление мониторинга», — говорит эксперт молочного рынка Владимир Лабинов.

Юрий Власенко, директор по маркетингу компании «ПИР Продукт» отмечает, что в вопросе запрета и контроля поставок белорусской молочной продукции пока больше политики, чем экономики.

«С другой стороны, с экономической точки зрения, сейчас самое невыгодное для нас время, потому что собственного сыра весной, как правило, меньше всего. К сожалению, отечественная сыродельная промышленность не может обеспечить и 50% потребления, даже в условиях ограниченного потребительскими возможностями спроса. Без белорусской продукции полка была бы просто пустая», — констатирует Юрий Власенко. Эксперт отмечает, что в Беларуси уровень молочного производства очень высок.

«Мы не знаем, что они (Россельхознадзор) находят или нет. Доступа к протоколам испытаний у нас с вами нет. Во-вторых, специалистам-биохимикам тут виднее, можно ли найти натамицин в сырах и почему. Мне известно следующее: большинство консервантов, стабилизаторов или антибиотиков, которые применяются в технологическом цикле производства сыров, разлагаются во время созревания. Соответственно, когда продукт поступает в продажу, нельзя обнаружить даже следов использования. К тому же, обычно это настолько мизерные дозы, что нет никакого риска здоровью потребителя. Я вижу тут три версии: либо нашли, чтобы найти, либо в поставке был слишком незрелый сыр, либо консервирующего вещества переложили, потому что сырье было совсем плохое. В третью версию я не верю, потому что в Беларуси отличное сырье, модернизированные или недавно построенные заводы. Уровень производства там на порядок выше, чем на большинстве наших предприятий», — комментирует Юрий Власенко.

Отметим, что в марте Россия и Беларусь должны согласовать балансы поставок продовольствия на рынки.

«Сами же балансы уже сформированы. Надо их обсуждать, но по предварительной информации, которую мы имеем, — объемы поставок, фигурирующие в балансах, находятся на уровне 2016 года», — говорит Леонид Заяц.

Наиболее вероятно, говорят эксперты, что объемы молочной продукции из РБ останутся на прежнем уровне или возрастут. Как это отразится на российской молочной отрасли в 2017 году – в текущих условиях рынок говорит о неопределенности, обусловленной как укреплением рубля, так и недостаточной ясностью в вопросах господдержки.

Справочно:

Натамицин (пимарицин) является противогрибковым агентом широкого спектра действия. Он используется для местного лечения грибковых инфекций у человека и животных (EMEA, 1998; Malecha, 2004), и также активно используется в пищевой промышленности. Характеристики натамицина делают его идеальным био-консервантом для пищевых продуктов и напитков. Он является безопасным для потребления, эффективен при низких концентрациях, не влияет на качество продуктов питания, а также обладает пролонгированным антимикробным действием на поверхности продукта (Roller, 2003).

«Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов» США присвоило натамицину характеристику GRAS, что означает – в целом, безопасный. Он одобрен для использования в качестве пищевой добавки для ингибирования плесневых грибов и дрожжей на поверхности сыра в количестве не более 20 мг/кг в готовом продукте (FDA, 2001).

Источник: The DairyNews