Уценка качества, или Почему россияне потребляют все больше фальсификата

Предлагаем читателям нашего сайта электронную версию статьи , подготовленной обозревателем «Огонька» Марией Портнягиной. Она выясняла, почему россияне потребляют все больше фальсификата. Материал опубликован на сайте kommersant.ru.

Надзорные органы будут по-новому проверять качество топлива на АЗС — не в лабораториях, а на месте, с помощью экспресс-тестирования. Инициативу поддержали эксперты и уточнили: плохое горючее — это всего лишь капля в море некачественной продукции в России

Больше половины молочки — фальсификат, а в колбасных изделиях и полуфабрикатах эта доля — до 80 процентов

Иметь автомобиль в нашей стране — дело рискованное. Нарваться на поддельное топливо можно почти на каждой четвертой независимой автозаправке либо на каждой седьмой сетевой. Основные беды — превышение в горючем концентрации серы, метилового спирта, железа, завышение октанового числа бензина и подмена дизельного топлива судовым, которое не облагается акцизом. Сколько аварий, поломок, износа автомобилей такое топливо спровоцировало — неизвестно. Зато известно, что кампания против некачественного горючего началась после публичного осуждения ситуации президентом Путиным весной 2015 года, когда был установлен антирекорд: нарушения выявлены почти на 43 процентах автозаправок. Не секрет, что в запуске кампании были заинтересованы и крупные сети АЗС.

И вот Росстандарт объявил о внедрении с апреля экспресс-тестирования топлива, которое должно заменить долгие и дорогостоящие лабораторные проверки и которое позволит оперативнее привлекать к ответственности нарушителей. Эксперты рынка поддержали нововведение — блеснул луч света в темном царстве российского потребительского рынка! Ведь доля некачественной продукции, по разным оценкам, составляет от 10 до 80 процентов в различных категориях товаров.

Главный алармист в стране, похоже, Россельхознадзор: по его заявлениям, не столкнуться с подделкой можно разве только при покупке яиц. Роспотребнадзор, в свою очередь, уверяет, что положение не такое уж страшное. Его проверки показывают: в 2016 году доля некачественной продукции по содержанию химических соединений (в основном нитратов) в среднем — 0,6 процента, стабильно выше она в плодах и овощах — 1,3 процента и импортных арбузах и дынях — 5,8 процента. Доля товаров с нарушением микробиологических показателей — 4,3 процента, выше (5–7 процентов) — в молочке, мясе птицы, кондитерских изделиях. Лидеры фальсификата (то есть когда маркировка не соответствует свойствам товара) — молочные консервы, проще говоря, сгущенка (8 процентов) и мясные консервы (5,3 процента).

Службы расходятся в оценках по понятной причине: первая озабочена качеством, вторая судит о безопасности. К тому же эта заочная полемика, конечно, не без подоплеки — между службами идет борьба за контрольные функции. Роспотребнадзор по закону следит за товарами в магазинах, а Россельхознадзор — за работой ветеринарных служб в регионах и настаивает на том, что стране нужна единая система контроля — от поля до прилавка.

Оценкой качества продукции у нас сегодня занимаются самые разные организации — тема-то горячая. Однако они устраивают выборочные проверки по отдельным категориям товаров и полной картины не дают. Некоммерческий Росконтроль, в частности, пугает некачественной колбасой (все пробы с нарушениями) и даже бутилированной водой для детей (2/3 образцов не соответствуют нормам). Приправительственное Роскачество, в свою очередь, установило, что минимум четверть шоколада на рынке так называться не может: вместо какао-масла в нем дешевые растительные масла. И это в лучшем случае, в худшем — вредные трансжиры.

Так и получается, что качество продукции в конечном счете — это объективная реальность, данная потребителю в ощущениях. «Россияне ориентируются прежде всего на свой опыт: понравился товар — продолжают покупать, — замечает Алексей Гражданкин из «Левада-центра». — Однако растет доля тех, для кого главное  — низкая цена». Защитники прав потребителей отмечают, что снижение качества товаров — очень болезненная тема и количество жалоб, поступающим к ним, в последние годы существенно выросло. Основная причина? Кризис и продовольственные антисанкции.

Сегодня 67 процентов семей тратят минимум половину дохода на еду. Платежеспособность населения снижается. При этом задача политическая (тем более в предвыборную пору)  — сдерживать рост цен. Под таким давлением и чтобы удержаться на рынке производители сокращают себестоимость продукции за счет более дешевого, а значит, низкокачественного сырья. В результате Россия — мировой лидер по импорту пальмового масла: в среднем на человека приходится 7 литров в год. По идее, это обычный продукт, вид растительного масла, но это если оно очищено и изготовлено с соблюдением правил. Основные наши поставщики — Малайзия, Индонезия, у которых с этими правилами не очень. И закупается в основном самое дешевое — техническое пальмовое масло, которое идет главным образом в молочку — масло, творог, сметану, сыр. Больше половины в ней, по некоторым оценкам, — фальсификат. Хуже показатель у колбасных изделий и полуфабрикатов — до 80 процентов. Проблемные категории — мясо, рыба. В них у нас велика доля импорта, и с его сокращением вследствие антисанкций производители у нас все чаще идут на обман — накачивают продукцию фосфатными растворами, наращивая вес. Согласно «Ромиру», после введения продэмбарго россияне больше всего жалуются на снижение качества сыров, фруктов, рыбы. Улучшились, по их мнению, овощи. Зато в последнее время, замечают защитники прав потребителей, стало больше жалоб на качество хлеба — муку из мягких сортов пшеницы и разные добавки, вплоть до мела. Хотя Минсельхоз опровергает обвинение, что твердые сорта уходят на экспорт за валюту.

Это что касается продуктов питания. Гораздо меньше данных о непродовольственных товарах. Наиболее проблемной категорией эксперты называют стройматериалы. Это и цемент, на треть состоящий из золы и песка, и поддельный кабель — стоят они дешевле, но и опасны. А еще изделия, в производстве которых используются вредные низкокачественные смолы, — ламинат, обои, утеплители, мебель... Оценка качества услуг — от банального ремонта обуви до ЖКХ, медпомощи, связи, транспортных перевозок, банковского обслуживания — вообще непаханое поле. Пока передовая — это рынок продовольствия.

Что же делать нам? Эксперты советуют смотреть на цену. Например, хотите колбасу из мяса без посторонних ингредиентов, значит, ценник — под тысячу рублей за килограмм. Впрочем, признают специалисты, сегодня большая цифра на ценнике не гарантирует качества: производители-мошенники нередко устанавливают цену, близкую к стоимости оригинального, качественного продукта. Далее, внимание к этикетке: мелкий шрифт — повод усомниться в товаре. Маркировка продукта как органического или фермерского может оказаться лишь данью моде, а не отражать содержание. Лучше всего, уверяют знатоки, выбирать продукцию с наименьшей переработкой, натуральную: мясо, свежие овощи, фрукты вместо полуфабрикатов. Правда, сегодня для большинства населения эта рекомендация — в том же ряду, что и пожелание более доходного будущего.