Сооснователь клуба «Граффити» выращивает помидоры из раствора

Андрей Петров — человек увлекающийся. В конце девяностых бизнесмен стал сооснователем клуба «Граффити» («хотели сначала поставить тетку с пирожками, но проще оказалось открыть бар»). Теперь в загородном доме Андрей вырастил помидоры с огурцами из раствора в трубе, пишет people.onliner.by. Эта история ближе к бизнесу, чем игрушка «Граффити», но движению прогрессивных огородников был нужен герой. Вот и он, ненавистник традиционного сельского хозяйства.

Я ненавижу сельское хозяйство. Это неприятие работы с удобрениями, лопатой под палящим солнцем мне привили родители, заставляя что-то делать на огороде

В 2006 году Петровы купили дом, чтобы уехать от столичной суеты. Думали, что будет дачей, а получилось так уютно и тихо, что переехали на ПМЖ. Разбили сад, посадили свое ведро картошки, посеяли газон.

Желания не было, но национальная генетика подтолкнула к тому, чтобы поставить теплицу. Жена Аида занялась небольшим огородом, а сам Андрей решил составить конкуренцию.

Все началось несколько лет назад. Мы купили взрослому уже сыну игрушку — настольную светодиодную фитолампу. Она освещает 8 ячеек для 8 растений. Внизу бачок на 8 литров питательного раствора и воздушный компрессор с таймером. Уверяю, если вы купите себе такую в вашем возрасте, тоже станет интересно.

У сына что-то проросло, а Андрей Владимирович увлекся гидропоникой.

Гидропоника — это просто способ питания растений. Ее научно обосновали лет сто назад, но пользовались еще ацтеки. Так же устроены всем известные висячие сады Семирамиды.

Андрей уточняет, что парниково-тепличные комбинаты во всем мире выращивают все без земли, на гидропонике. Израиль, как один из крупнейших экспортеров продуктов питания, вообще является мировым лидером в этом направлении. То есть, по сути, плоды этих технологий — это наше настоящее. Но в белорусской деревне гидропонные системы выглядят как приземлившееся в теплице НЛО. Вот бизнесмен и не понимает, чего мы так консервативны.

6 июня прошлого года я посадил огурцы в пару ведер — все это плодоносило до заморозков в октябре.
После этого я сделал уже горизонтальную трубу, засадил перцем и поставил на зиму на веранду дома. Выбрал неправильный сорт, пчелоопыляемый. Поэтому к весне у меня было много-много зелени и всего один перчик. 9 мая пересадил, поставил на улицу, и за месяц урожай посыпался, штук сто выросло сразу.

При этом пропалывать ничего не нужно, сорной травы нет. Болезни отсутствуют, потому что вся зараза переносится через землю, которой нет.

Я искренне не понимаю, почему нужно потеть в парниках, ковыряясь в земле. Бегать с этими ведрами и лопатами

Как все устроено

В трубе, о которой говорит Андрей Петров, нет ничего необычного: обычная канализационная пластиковая труба, внутри которой стоят стаканчики, наполненные керамзитом. Из него и торчат растения. Корни — в трубе, заполненной раствором.

Вот теплица. В ней почти вся площадь засажена классическим способом. У Андрея — небольшой уголок. Никакой трубы здесь нет. У каждого помидора или огурца свой горшок с поддоном. Но сути это никак не меняет.

Я посадил помидорное семечко в минеральную вату 28 апреля, а жена в землю — 5-го. В июне мы ели помидоры из гидропоники, а у Аиды только-только созрели.

Почему все не засеял в вате? Потому что страшновато было, что даром труд пропадет. Уверенность только сейчас появилась. Все говорят, что гидропоника требует особенных затрат, автоматики… Посмотрите, ну какие тут затраты? В ведре керамзит (нужен для аэрации) по цене 6 рублей за мешок. Внизу специальный раствор. Делаю его сам, потому что он не продается (это меня возмущает!). Я готовлю концентрат, по мере необходимости развожу его водой и дважды в день доливаю

Составов раствора в интернете пруд пруди.

Как правило, состав привязан к качеству воды. Потому что где-то в воде больше кальция, где-то — натрия. Но я, честно говоря, ничего не анализировал по своей воде, а сделал примерно среднее. Сходил в магазин химреактивов на Калиновского, купил пакетиков на 19 рублей (сырья мне хватит примерно на полторы тысячи литров раствора). При таких масштабах производства, как у меня, запаса хватит лет на пять. То есть это ничего не стоит.

Почему в Беларуси растворы продаются из-под полы, Андрей не знает.

Предприниматели в сети готовы продать концентрат по €15 за литр. Значит, спрос есть? Почему нашим тепличным комбинатам не наладить сбыт? И людям удобно, и комбинатам копейка. В России и в других странах все это продается свободно, а у нас будто какое-то министерство запретило. Я догадываюсь, что чиновники скажут о необходимости апробаций, лицензирования, ожидания результатов экспериментов в течение нескольких лет. Но теплицам, получается, можно?

«Органическое земледелие? Чистый бизнес»

В этом году Петров через знакомого передал одну из установок юннатам (ныне Республиканский центр экологии и краеведения).

Установку фабричного производства привезли из Китая. Там они продаются по цене от 100 рублей. Теперь дети выращивают на ней зелень. Мне важен этот образовательный момент. Чтобы пропали эти глупцы, уверяющие, что химия — это яд. Недавно по телевизору показывали деятеля, который выращивает арбузы и говорит: «Мы химию не используем». Ну что за чушь?!

По мнению Андрея Петрова, втирательством в мире занимается скорее органическое земледелие.

Все эти грунтовые помидоры и экопродукты — это бизнес-фишка, не более. У вас был герой, который гордится тем, что его огурцы горчат. Я почитал и удивился: это же примитивно! Просто он не умеет их правильно вырастить.

Экопродукты? Если утрировать, то лесная дикая яблоня, судя по этой логике, должна давать самые дорогие плоды. Но яблоня в лесу думает лишь о том, как размножиться, а не плоды вкусные дать.

Химия — это все. Навоз, натуральностью которого так гордятся, — это обычный азот, ничего полезного в избытке он не дает.

Крупнейшим экспортером сельхозпродукции в мире является Израиль. Где они растят? У них земли-то почти нет. Гидропоника — вот вам и ответ. Их технологии. И продукция ценится как чистейшая.

Апостол гидропоники не готов брать на себя роль создателя, но уверен, что чистота вкуса и его предсказуемость — вещи обычные и легко достижимые.

Вы допускаете, что огурец, выращенный из земли, имеет более богатый вкус?

— Да, потому что в земле может быть переизбыток того или иного элемента. Нитраты, например, дают сладость. Но суть в том, что я могу повторить вкус. Поэтому гидропонные системы и строятся на нейтральной вате — она никак не влияет на качество выращиваемого.

Если вкус легко произвести, то почему зимой нас кормят такими безвкусными длинными огурцами из теплиц?

— Я не знаю.

Не копать картошку, а снимать

Бизнесмен Андрей Петров заинтересован в популяризации гидропоники и готов освещать своим опытом дорогу всем несчастным дачникам.

Следующей весной закатаю теплицу асфальтом и на нем поставлю трубы с автополивом. Примерно так все устроено в тепличных хозяйствах, только без управления компьютером. Достаточно таймера. Требуется раз в несколько дней доливать раствор, и все. Совсем для ленивых. Это примитивная технология, которая не стоит ничего. Можно выращивать баклажаны, помидоры, огурцы, перцы.

Картошку?

— Можно, но это аэропоника. В растворе же картошка сгниет, поэтому такие вещи выращиваются в подвешенном виде. На клубни подается распыленный раствор.

Вы носили свои овощи в какую-нибудь лабораторию для проверки?

— Уверен, в этом нет смысла. Я и так знаю, чем питаются мои растения.

Если такой папуас, как я, который помидор видел только в салатах, умудрился вырастить лучше, чем жена, это действительно просто.