Смогут ли белорусские пищевики накормить российских школьников

С 3 сентября 2016 года в России вступил в силу запрет на закупку продуктов питания иностранного происхождения для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений. Обеспечить госзаказ в полном объеме российские заказчики рассчитывают за счет закупок продовольственных товаров в странах ЕАЭС, в том числе в Беларуси.

 

Постановлением российского правительства от 22 августа 2016 года № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден список из 23 продуктов питания иностранного происхождения, которые запрещено закупать государственным и муниципальным учреждениям России. В перечень вошли:

  • переработанная и консервированная рыба;
  • мясные продукты (говядина, телятина, свинина, мясо птицы, субпродукты);
  • молоко и молочная продукция (сливочное масло, сыры, творог, сливки, пасты масляные и сливочные);
  • сахар, соль и другие продовольственные товары.

По мнению российских экспертов, включенные в список пищевые продукты производятся в России и других государствах Евразийского экономического союза в достаточных объемах. В этой связи закупки указанных товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд теперь будут осуществляться по принципу «третий лишний». В случае подачи на участие в процедуре закупки как минимум двух заявок от российских производителей и поставщиков из других стран-участников ЕАЭС, удовлетворяющих требованиям извещения о проведении закупки, любые другие заявки с предложением импортных продуктов будут отклоняться.

Согласно действующей нормативно-правовой базе России в сфере госзакупок, при начальной (максимальной) цене контракта (лота) более 500 тыс. российских рублей размещение заказов на поставки продуктов питания для учреждений образования и социального обеспечения осуществляется способом конкурса с ограниченным участием, а к участникам закупки предъявляются дополнительные требования. Потенциальные поставщики проходят предквалификационный отбор. При меньшей стоимости и отсутствии требований квалификации закупка может проводиться другими способами. К примеру, посредством электронного аукциона.

Объем российских госзакупок для социальной сферы по некоторым продуктам питания достигает 13 % от всего объема их производства в стране. В частности, молочных продуктов закупается до 1,5 млн тонн в год, что сопоставимо и даже превышает годовой объем экспорта белорусской молочной продукции в Россию. Физический объем закупок мясных продуктов для учреждений здравоохранения, образования и других сфер составляет порядка 650 тыс. тонн, рыбных продуктов — около 350 тыс. тонн. В денежном выражении объемы приобретений российскими регионами и муниципальными образованиями измеряются миллиардами российских рублей. Так, из бюджета российской столицы на питание детей в образовательных организациях по госпрограмме дошкольного образования г. Москвы («Столичное образование») в 2014 году было выделено более 10,2 млрд российских рублей. С сентября текущего года активно участвовать в мероприятиях подобных программ на уровне правительств российских губерний и муниципальных властей теперь могут и белорусские производители.

Потенциальные поставщики из Беларуси должны быть готовы к жесткой конкурентной борьбе за получение госзаказа с российскими коллегами. Среднее количество участников закупок составляет в среднем три. Не исключено также, что конкурировать придется с функционирующими в России перерабатывающими предприятиями иностранных владельцев, которые приобретают сырое молоко у местных производителей. Зарегистрированные здесь производители таких компаний, как Danon, могут участвовать в тендерах на равных условиях с белорусами.

Особое внимание белорусские поставщики должны уделять срокам поставки, указанным в документации на закупку. Осуществить поставку в течение считаных дней продукции, к примеру на Дальний Восток, белорусскому производителю будет сложно. Транспортные расходы увеличивают конечную стоимость продукта. А цена для бюджетных покупателей в условиях ограниченных финансовых возможностей сегодня является важнейшим критерием оценки предложения участника. Однако сдержать рост затрат на обеспечение полноценного питания тех же школьников сложнее как раз учебным заведениям удаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. По данным Федеральной службы государственной статистики России, стоимость обеда для школьников в Чукотском автономном округе втрое превышала стоимость школьного обеда в учебных заведениях Курской области (167,55 российских рублей против 56,64 российских рублей на сентябрь 2015 года). Существенная разница в стоимости школьных обедов наблюдается между многими сибирскими и дальневосточными регионами, с одной стороны, и областями Центральной полосы, Поволжья и Юга России — с другой.

Козырем отечественных поставщиков по-прежнему является высокое качество белорусской продукции. Ведомственные учреждения, изначально приобретавшие продукты питания высокой ценовой категории, вряд ли откажутся от избранной продуктовой политики даже в сегодняшней ситуации. К тому же решение проблемы полноценного здорового питания детей в яслях, детских садах и школах объявлено государственным приоритетом России. По данным Роспотребнадзора, в сентябре 2015 года менее 60 % российских школьников обеспечивались завтраками, 21 % — обедами, только порядка 19 % получали двухразовое питание. В текущем году расходы российского бюджета на эти цели увеличены.