Руслан Есин: Беларусь открывает для своих продовольственных товаров японский рынок

Первый белорусско-японский экономический форум пройдет 9-11 мая в Токио и Осаке. О перспективах развития двусторонних отношений и запуске новых совместных проектов накануне бизнес-встреч корреспонденту БЕЛТА рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Японии Руслан Есин.



- Руслан Олегович, насколько амбициозные задачи ставят белорусские предприятия? И каковы перспективы заключить во время форума выгодные контракты?

- Форум призван содействовать практической реализации поручений главы государства по дальнейшей интенсификации контактов на японском направлении, привлечению инвестиций из Японии в Беларусь и увеличению экспортных поставок товаров и услуг.

История двусторонних торгово-экономических отношений показывает, что ряд белорусских предприятий и компаний успешно работает на специфическом и сложном, но премиальном японском рынке. Среди них ОАО «Белорусская калийная компания», ОАО «ПолоцкСтекловолокно», Оршанский льнокомбинат, ОАО «Моготекс», СООО «Полесье». В финансовой сфере лидирующие позиции в сотрудничестве занимает ОАО «Белинвестбанк», которое в кооперации с Японским кредитным бюро (JCB) начало обслуживать владельцев банковских карточек JCB в Беларуси.

Хороших результатов достигли некоторые высшие учебные заведения и туроператоры. Так, в Белорусском государственном университете, Минском государственном лингвистическом университете и Белорусском государственном медицинском университете обучаются студенты из Японии. В 2017 году количество японских туристов, посетивших Беларусь, выросло на 16% и превысило 700 человек.

Среди белорусских участников форума - представители предприятий тяжелой и легкой промышленности, производители фармацевтической, мясо-молочной и кондитерской продукции, которые самостоятельно и при помощи нашего посольства уже успешно сотрудничают с японскими компаниями. Отдельные предприятия делают первые шаги в Японии, и еще рано говорить о заключении контрактов. Вместе с тем наши компании рассчитывают на форуме найти новых партнеров.

Показателен пример холдинга «Белфармпром», который совместно с Министерством здравоохранения Беларуси после презентации продукции белорусских фармацевтов на международной выставке CPhI Japan (апрель 2018 года, Токио) вышел на заключение меморандума о сотрудничестве с японской компанией Chukan Butsu. Развитию взаимодействия поможет подписание меморандума о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Беларуси и Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии. Эти и другие документы планируется подписать во время форума.

- Такой форум Беларусь и Япония проводят впервые. Чем он будет отличаться от привычных встреч бизнесменов обеих стран?

- Встречи деловых кругов Беларуси и Японии на площадках Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), выставочных центров Tokyo Big Sight и Makuhari Messe и в других местах в Японии стали доброй традицией. Подобные мероприятия проводились и в Беларуси.

Вслед за белорусскими презентациями научно-технических, банковских и IT-технологий, продуктов питания в Японии мы вышли на проведение крупного двустороннего экономического мероприятия - белорусско-японского экономического форума. Это стало возможным благодаря поддержке Министерства иностранных дел Беларуси, Национального агентства инвестиций и приватизации, Могилевского облисполкома и с японской стороны - ДЖЕТРО, администрации префектуры Осака, Общества белорусско-японской дружбы и Японо-российско-белорусской ассоциации развития экономической дружбы. Ожидается участие более 200 бизнесменов из двух стран, в том числе из Беларуси около 30 человек.

Отличительными особенностями форума станут двусторонние встречи на министерском и региональном уровнях, панельные дискуссии, две контактно-кооперационные биржи, посещение белорусской делегацией ведущих японских компаний и бизнес-ассоциаций. На форуме также будет организована мини-выставка белорусских товаров, совместно с БЕЛТА - фотовыставка «Диалог Беларусь-Япония». Участникам мероприятия покажут экспозицию книг о Беларуси, подготовлен концерт с участием белорусской диаспоры в Японии.

- Минск и Токио разделяет более 8 тыс. км. Насколько Беларуси выгоден японский рынок, учитывая его отдаленность?

- С учетом современных телекоммуникационных технологий и транспортно-логистических возможностей расстояние давно не помеха для развития торгово-экономического взаимодействия между Беларусью и Японией, о чем свидетельствует статистика. По итогам 2017 года товарооборот между странами составил $138,8 млн и увеличился по сравнению с 2016-м на 11,7%. При этом наш экспорт вырос на 41,4%. Положительная динамика по объему белорусских поставок сохраняется и по итогам первого квартала 2018 года - рост на 45,9%.

Белорусским экспортерам удалось продвинуть в Японию товары сырьевой группы, микроскопы, диагностические реагенты, лазеры и устройства на жидких кристаллах, деревянные изделия и мебель, электрические трансформаторы, детские игрушки, трикотажные и текстильные изделия, желатин.

Как видите, ответ очевиден - японский рынок для белорусских предприятий выгоден. Однако при организации работы нужно учитывать не только его емкость (население - 127 млн человек) и платежеспособность (минимальная зарплата за один час в Японии составляет около $10), но и высокие требования к качеству продукции, соблюдению графика поставок и стоимости продукции согласно договору.

Работа по продвижению широкой линейки белорусских товаров в Японию, в том числе продовольственных (cыров, алкоголя, зерновых хлопьев, кондитерских изделий, шоколада), показала как интерес у японского потребителя к этой продукции, так и недостаточные усилия белорусских предприятий при организации работы непосредственно в Японии.

Опыт наших партнеров по ЕАЭС и СНГ, западных соседей показывает, что создание в Японии собственной товаропроводящей сети с привлечением японского персонала позволяет эффективно продвигать продукцию. Так, в крупных торговых сетях Японии появились товары из Армении, Грузии, Молдовы, Польши и других стран.

Большинство белорусских товаров могут быть востребованы в Японии при выстраивании компанией-экспортером долгосрочной маркетинговой стратегии на японском направлении, включающей высокий контроль качества продукции, изготовление упаковки с пояснительными надписями на японском языке, участие в специализированных выставках, в том числе в регионах, поддержка контактов с японскими партнерами. Содействие маркетинговым службам предприятий по этому направлению может оказать Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, созданный при МИД Беларуси.

- Беларусь относительно недавно открыла для своих продовольственных товаров китайский рынок. Мы экспортируем туда молочную и мясную продукцию. Может ли наша страна попасть с ней на прилавки японских магазинов?

- С учетом географических особенностей и рельефа местности Япония обеспечивает собственные потребности в продовольствии только на 39%, импортируя продукты питания из других государств. Так, Япония импортирует большие объемы мясной продукции (говядина, свинина и птица), а также сливочного масла и сухого обезжиренного молока. Главными поставщиками являются США, Канада, Австралия, Бразилия, Таиланд и Новая Зеландия. Несколько российских компаний начали поставлять в Японию продукцию переработки мяса, птицы, муку и макароны.

Беларусь также открывает для своих продовольственных товаров японский рынок. Мы работаем с профильными министерствами, бизнес-ассоциациями и ведущими японскими компаниями-импортерами мясо-молочной продукции, чтобы создать благоприятные возможности для вхождения на этот рынок. Очень помогла презентация белорусской мясо-молочной продукции на международной выставке продуктов питания и напитков Foodex Japan в марте 2016 года. В последующий период велась точечная работа с потенциальными партнерами.

На нынешнем форуме планируются переговоры могилевских мясо-молочных предприятий с японскими компаниями и выход на конкретные договоренности, тогда граждане и гости Японии оценят высокое качество белорусской продукции. Одним из первых потребителей наверняка станет ресторан белорусской кухни в Токио, в котором работают наши соотечественницы.

- Какие есть перспективы для углубления межрегионального взаимодействия?

- В течение прошлого года посольство совместно с белорусскими регионами провело значительную работу по расширению двустороннего сотрудничества с японскими городами. Были установлены прямые рабочие контакты с губернаторами и мэрами столиц префектур Осака, Хиросима, Фукуока, Хоккайдо. Внесены предложения по развитию контактов Могилевской области с регионами Кюсю и Кансай, Гомельской области - с регионом Тохоку, Гродненской области - с регионом Хоккайдо, Минской области - с префектурой Акита.

Наряду с продолжающимся взаимодействием городов-побратимов Минска и Сендая налажено партнерство между Шкловом и Такео, которые в ноябре 2017 года подписали меморандум о сотрудничестве. Также Могилевским облисполкомом предложено администрации префектуры Осака подписать меморандум о сотрудничестве. Соответствующие переговоры пройдут во время форума.

Городские власти Сироиси (префектура Мияги) и руководство Шкловского райисполкома также проведут переговоры. По инициативе городских властей и депутатского корпуса в этом японском городе начал функционировать тренировочный лагерь для белорусской сборной по художественной гимнастике. При поддержке администрации префектуры Осака и лично губернатора организуется региональная встреча белорусско-японского экономического форума.

В ближайшей перспективе представители ряда японских регионов планируют поучаствовать в десятом инвестиционном форуме «Мельница успеха» и фольклорном фестивале «Александрия собирает друзей».

- Ранее обсуждалось создание белорусско-японского промышленного парка в Могилевской области. На какой стадии эта работа? Или стороны пока взяли перерыв?

- Как вы понимаете, работа по запуску крупных инвестиционных проектов, к которым относится и японо-белорусская промышленная зона на Могилевщине, требует серьезной подготовки. При этом важно учитывать уже реализуемые в Беларуси инвестиционные и инфраструктурные проекты, в том числе индустриальный парк «Великий камень», потребности экономики и наличие рынков сбыта для выпускаемой продукции.

Немаловажен также интерес инвестора. Сегодня японские компании ищут новые производственные площадки в Восточной и Центральной Европе. В программе форума преобладают выступления и презентации представителей белорусского инвестиционного сектора, включая СЭЗ «Могилев».

Создание предприятий в сфере робототехники, автокомпонентов и узлов для производства электромобилей, а также элементов инфраструктуры их использования, музыкальных инструментов и звуко-, светоусиливающей аппаратуры, легкомоторных лодок и судов, фармацевтических препаратов может лечь в основу проекта на Могилевщине.

Это будет первая масштабная презентация в Стране восходящего солнца проекта японо-белорусской промышленной зоны на Могилевщине. Надеюсь на ее успешное проведение.