Российский ритейл. В новом году грозит отмена скидок на колбасные изделия

Уже сейчас 40% самых крупных производителей колбасы и колбасных изделий выказывают недовольство принятой системой проведения различных промоакций и установления скидок в магазинах на их продукцию. Это может привести к тому, что производители откажутся от таких привлекательных для покупателей скидок в размере до 50%, главное – убедить партнеров в лице торговых сетей в том, что это необходимо. Однако розничные сети пока не готовы идти на такой шаг, ведь они заинтересованы в стимуляции спроса на реализуемый ими товар. И всё же крупнейшие производители колбасы уже в начале 2017 года будут пересматривать подход к предоставлению скидок на свою продукцию, что подтвердилось в ходе исследования «Экспертная панель», проведенного Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности имени Горбатова (ВНИИМП) в декабре 2016 года. В исследовании участвовали 54 крупнейших производителя мясопродуктов и колбасных изделий, и 38% из них заявили о скорейшей необходимости снижения маркетинговых мероприятий для увеличения собственной прибыли.

Но вместе с тем производители заинтересованы не столько в отмене акций как таковых, а в снижении размера скидок. Сегодня доля промоакций на колбасные изделия составляет 18%. Согласно свежим данным института маркетинговых исследований GfK Rus в настоящее время на колбасные изделия магазины устанавливают скидку в размере 13– 50%, и такие цифры не лучшим образом влияют непосредственно на рентабельность бизнеса, подчеркнули эксперты ВНИИМП.

— Смогут ли производители сократить глубину скидок, покажет время, так как основной движущей силой данного вопроса всё же являются сетевые игроки — партнеры производителей, — заметила руководитель опроса Ольга Кайтялиди.

С ее слов, сейчас «ритейл борется за потребителя, доходы которого по-прежнему падают, при этом используется самый легкий и проверенный инструмент — скидки».

Как уточнили в ВНИИМП, сейчас цена на 1 кг сырокопченой колбасы стоит на отметке 900 рублей, полукопченой и варенокопченой — 440 рублей, вареной — 340 рублей.

Отказавшись от скидок, производители мясных продуктов надеются сохранить прибыль на фоне спада потребления, зафиксированного за 2015–2016 год. Согласно данным Росстата, в 2016 году, сегмент колбасных изделий продолжил падение, стартовавшее в 2014 году. Так за 9 месяцев текущего года производства сократилось на 2,6%, если сравнивать с этим же периодом 2015 года. Для сравнения: в январе–сентябре 2015 года всего произведено 1,8 млн тонн колбасы, а за этот же период 2016 года – на 0,02 млн тонн меньше.

Исследовательский институт приводит статистику по продажам торговых сетей. Так, начиная с августа 2015 года и заканчивая июлем 2016 года продажи колбасных изделий в крупнейших федеральных сетях снизились на 11,1%, и в мясном сегменте это – самый высокий процент, утверждают эксперты. Данные Росстата гласят: за 2014 год продажи колбасы составили 2,49 млн тонн, а за 2015 год – на 0,06 млн тонн меньше.

Таким образом следует, что постепенное сокращение промоактивности поспособствует увеличению прибыли колбасных предприятий, уверены производители. По предварительным оценкам Nielsеn, сокращение текущей динамики поможет России занять активную позицию в проведении промоакций на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) в Европе с перспективой 3–4 лет.

— Среди продуктов питания категория колбасных изделий является одной из самых промоактивных, производители колбасных изделий энергично участвуют в промоакциях, — сообщил «Известиям» представитель X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Торговые сети могу устанавливать скидку до 50%, сообщили в Х5. В компании уточнили, что, например, торговая сеть «Перекресток» еженедельно устанавливает скидку 5–10% на все товарные группы мясного гастронома, состоящего из 300 колбасных наименований.

Представитель ритейлера «Ашан Ритейл Россия» сообщил «Известиям», что компания не является приверженцем политики агрессивных скидок.
В «Дикси» отказались от комментариев, как не ответили на запрос «Известий» и в Национальном союзе мясопереработчиков.

Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что торговые сети вряд ли смогут пойти навстречу производителям в вопросе скидок.
— Темпы роста чистой прибыли в продуктовом ритейле на текущий момент заметно отстают от скорости увеличения общего объема реализации, что свидетельствует о падении эффективности продаж, — добавил эксперт, подчеркнув, что отказ от скидок на фоне сокращающегося платежеспособного спроса способен привести к серьезному ухудшению динамики финансовых показателей сетей.

— Следует помнить и о влиянии нового тренда — переориентации потребителей, которые всё чаще приобретают вместо колбас охлажденные полуфабрикаты, — отметил Даниил Кириков.

Согласно данным Росстата, за III квартал 2016 года реальные располагаемые доходы населения сократились на 6% относительно аналогичного периода прошлого года. Это отразилось и на потребительской статистике: из 38% расходов, затрачиваемых на пищевые продукты питания, мясные занимают самую большую долю— 9,6%.