Профессор Леонид Холод: В июле в России очень сложно делать прогнозы

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что в этом году не ожидается дефицита продуктов отечественного производства, как и скачков цен на продовольствие.

По мнению Александра Николаевича, в России ценовой скачок на продовольствие может быть сезонным и временным, но точно по такой же логике, как и во всем остальном мире.

Кроме того, глава Минсельхоза заявил, что России хватит произведенного зерна на все нужды внутри страны, даже с учетом более низкого, чем ожидалось, урожая в 2017 году. Также Ткачев считает, что у России нет каких-либо заметных проблем по гречке и пшенице.

Профессор, доктор экономических наук Леонид Холод в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что, на самом деле, на практике в июле очень сложно делать такие прогнозы.

«На сегодняшний момент нельзя делать вывод по растениеводческим структурам в отличие от того же животноводства, которое стабильнее и развивается по своим законам. Еще урожай только начали убирать, есть отставание в уборке, пусть и не являющееся откровенной проблемой, а своего рода, технологическим моментом. При этом снижение урожая в России действительно будет, но все же оно не будет носить критического характера», — констатирует Холод.

Также, как считает эксперт, здесь нужно отметить следующий момент — Ткачев в своем заявлении, очевидно, имел в виду зерно, зернобобовые, кукурузу, индустриальное птицеводство, а также производство крупного рогатого скота в составе так называемых молочных поголовий.

Дефицита продовольствия в России не будет

«Сложно говорить, какая в этом году сложится ситуация с погодой, а также с конъюнктурой на рынке, и вообще, как дела будут обстоять в частных подворьях, а также в фермерских хозяйствах. Пока сезон подведения итогов года в России еще не начался», — резюмирует Холод.

Что касается дефицита, то, как замечает Леонид Иванович, он в рамках рыночной экономики проявляется очень просто, и это уже не пропадание, как в СССР, товара с полок магазина.

«Чтобы какой-то продукт пропал из магазинов, — это надо сильно постараться, поэтому в ситуации какого-то товарного недостатка цены на эту продукцию серьезно растут. Кроме того, цены растут и падают вследствие динамики платежеспособности спроса, который в последнее время в России показывает далеко не самые позитивные показатели», — заключает Холод.

Поэтому даже если взять худший вариант, когда на рынке уменьшилось предложение какого-то вида продовольствия, который является предметом неэластичного спроса, то цены на него не будут расти по той причине, что этот товар граждане будут меньше покупать.

«Данный феномен как раз и происходит по многим товарным группам, что мы сегодня можем прекрасно наблюдать на рынке российского продовольствия», — констатирует Холод.

Девальвация рубля на сельском хозяйстве сказалась сильнее контрсанкций

Примечательно, что отечественный сельскохозяйственный рынок в контексте действия режима контрсанкций должен был получить серьезный всплеск к своему росту, поскольку главным и фактически единственным ответом на пакет антироссийских санкций является экономическое эмбарго на поставки в Россию продовольственных товаров из стран Евросоюза.

«Когда три года назад Москва ввела свои контрсанкции, к большому сожалению для российского сельского хозяйства случился экономический кризис. Это стало проблемой из-за того, что санкции очень сильно сократили предложение дешевых денег в России, вследствие чего на российском финансовом рынке обострилась конкуренция, поскольку денег стало меньше, а, во-вторых, деньги стали значительно дороже по объективным кризисным причинам», — констатирует Холод.

Кроме того, самый положительный эффект для российского сельского хозяйства в плане защиты его от иностранных производителей оказала девальвация курса российского рубля.

«В плане контрсанкций существует Беларусь, Грузия, другие каналы обхода этих мер, а вот когда упал рубль, то, соответственно, импортное продовольствие сразу подорожало на нашем рынке в два раза, что существенно сократило спрос на него», — заключает Холод.

На сельское хозяйство влияние оказывает сразу несколько трендов

В качестве защитной меры данное обстоятельство универсально повлияло на рынок, с чем не смогли ничего поделать никакие контрабандисты и прочие «белорусские овощи».

«В результате, в последние три года российский рынок сельского хозяйства развивается под воздействием трех импульсов. Во-первых, это критическое удаление конкуренции с рынка, а во-вторых, это ценовая поддержка в лице разницы курсовой стоимости, которая действует гораздо эффективней экономического эмбарго в виде контрсанкций», — резюмирует Холод.

При этом, есть здесь и очевидный негативный эффект — общая экономическая ситуация в стране, а также уменьшение инвестиций тормозит развитие продовольственного сектора в России.

«Наиболее импортозависимым сектором российского сельского хозяйства является поголовье крупного рогатого скота — в первую очередь, молочного, поскольку мясного у нас практически нет, а также овощей защищенного грунта. В этой экономической отрасли от момента инвестиций до момента получения «выхода» проходит несколько лет. И это говорит о том, что пока нельзя делать какие-либо выводы по влиянию контрсанкций на наше сельское хозяйство, поскольку ситуация станет полностью ясной далеко не в этом году», — констатирует Холод.

Источник: rueconomics.ru