На "Золотой осени-2013" обсудили пути развития рынка органической продукции

Пути развития рынка органической сельскохозяйственной продукции обсудили на научно-практической конференции, которая состоялась в Москве в рамках российской агропромышленной выставки "Золотая осень-2013".

Участники мероприятия говорили о важности скорейшего введения экологической сертификации на органическую продукцию.

11 октября на ВВЦ состоялась научно-практическая конференция "Перспектива развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в России". В мероприятии участвовали представители Госдумы РФ, Министерства сельского хозяйства, Торгово-промышленной палаты, отраслевых союзов – Национального органического союза (НОС), Союза органического земледелия (СОЗ), эксперты и предприниматели.

Во вступительной речи модератора конференции Анатолия Вельматова, заместителя директора Департамента научно-технической политики и образования Минсельхоза, говорилось о том, что органическое сельское хозяйство во всем мире стремительно развивается.

По его словам, в настоящее время органическое сельское хозяйство – мировая тенденция, существующая в 160 странах. В 84 странах действуют собственные законы об органическом сельском хозяйстве, а в ряде стран подобные законы интенсивно разрабатываются. По прогнозам аналитиков, к 2010 году уровень продаж органической продукции во всем мире достиг уровня более 60 млрд долларов. Сегодня ежегодный рост рынка органических продуктов питания в среднем составляет 20%, к 2020 году на этом рынке ожидается оборот в пределах 200-250 млрд долларов.

"В ближайшем будущем Россия способна заявить о себе как о прогрессивном производителе органической продукции", – сказал Анатолий Вельматов.

По некоторым экспертным оценкам, прозвучавшим на конференции, отечественное производство органики может достигнуть в ближайшее десятилетие 10 и более процентов от мирового рынка.

Согласно статистике НИИ РАН, 50% здорового образа жизни человека складывается из здорового питания. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами, присутствие в пище аллергенов ведет к появлению так называемого "синдрома мегаполиса", который проявляется в виде нарушения обмена веществ и упадка иммунитета.

По мнению Анатолия Вельматова, исправить ситуацию можно путем развития в России органического сельского хозяйства. В результате возникнут реальные предпосылки для оздоровления населения, отечественный потребитель получит качественные продукты питания.

"Приоритетная задача – создание национальной системы сертификации органической продукции. Таким образом, будет поставлен барьер для недобросовестных производителей, позиционирующих свою продукцию как органическую, в то время как она таковой не является. Пока в стране нет практически ни одного административно-правового акта, касающегося органического производства", – подчеркнул представитель Минсельхоза.

По мнению Светланы Максимовой, члена комитета Госдумы по аграрным вопросам, принятие законодательства в области органического производства позволит повысить сельскохозяйственный товарооборот более чем на 15% и заместить импорт на 30%.

"Потенциал внутреннего рынка к 2020 году может составить 700 млрд. рублей, т.е. около 10% мирового рынка органической сельскохозяйственной продукции", – сказала она. Органическое сельское хозяйство, считает Светлана Максимова, это не еда для "золотого миллиарда" и не узкая ниша, как это иногда принято считать. Законное право на экологически чистые продукты существует для всех категорий россиян.

Илья Калеткин, председатель правления Национального органического союза, отметил, что все большее количество фермеров выбирает для себя органический способ производства сельскохозяйственных продуктов, применение химии не входит в их концепцию взаимоотношений с природой.

Он условно разделил производителей органической продукции, присутствующих на российском рынке, на несколько категорий. Первая – это импортные производители, поставляющие сертифицированную продукцию на отечественные прилавки.

Вторая категория представлена отечественными производителями, имеющими западные сертификаты. Таких компаний немного. Третья группа – продукция, имеющая знаки частных отечественных систем сертификации, некоторые из этих систем имеют государственную регистрацию. Четвертая и пятая группы – производители и фермеры, провозгласившие себя производителями органической продукции. Шестая группа производителей сознательно вводит в заблуждение потребителей, используя на этикетках неорганической продукции слова "био", "органический" и т.д. Они дискредитируют само понятие органического продукта.

Главным словом в отношениях между продавцами и покупателями органического продукта, полагает Илья Калеткин, должно быть доверие. Вопрос о доверии каждый производитель решает сам. Однако только введение независимой биосертификации является гарантией безопасности и качества продукта. В России такой системе еще только предстоит сформироваться, при этом самым внимательным образом должен быть учтен опыт западных стран.

Национальный органический союз, в который входят компании "Агранта", "Азбука вкуса", "Аривера" и корпорация "Органик", выступил с необходимостью принятия закона об органической продукции. Этот закон должен выполнить также защитную функцию, поставить вопрос о фальсификатах. Агентства, которые будут заниматься сертификацией органических продуктов, должны быть частными и ни в коей мере не должны зависеть от производителей продуктов. Контроль над деятельностью агентств должна осуществлять общественная некоммерческая организация, учредителем которой может выступить государство. Риск коррупции должен быть сведен к нулю.

Илья Калеткин рассказал об основных проблемах, существующих на рынке органической продукции в России. Это – отсутствие фермерской инициативы снизу, отсутствие специалистов и центров обучения, большие проблемы со сбытом и неразвитость кооперации.

С ним согласен Олег Мироненко, заместитель генерального директора корпорации "Органик". Он считает, что производителям органической продукции не хватает практических шагов, связанных с развитием производства. На сегодняшний момент сообщество российских органических производителей сложилось. Теперь следует обращать внимание на опыт, накопленный внутри страны, и как можно чаще собирать производителей, чтобы они могли обмениваться практическим опытом.

Юрий Зубов, руководитель аграрных проектов сети супермаркетов "Азбука вкуса", рассказал о стиле производства, который может быть адаптирован под органическое. Главное, по его мнению, чувствовать запрос потребителя. "Покупатель ищет натуральные и свежие продукты. Мы используем вертикально построенную кооперацию, которая замыкает на себе всю цепочку производства товара и гарантирует высокое качество", – подчеркнул Юрий Зубов.

Все докладчики говорили о важности скорейшего введения экологической сертификации на органическую продукцию.

Источник: www.advis.ru