На "Балтику" в Беларуси давят административным ресурсом

Руководство компании считает, что конкуренты – белорусские заводы и иностранные компании, купившие мощности в Беларуси, – давят на «Балтику» с помощью административного ресурса.

До конца текущего года российская «Балтика» планирует поставить и продать в Беларуси не менее 6 млн дал пива, обеспечив увеличение сбыта за счет прироста рынка сообщает Ежедневник.

Однако руководство компании считает, что конкуренты – белорусские заводы и иностранные компании, купившие мощности в Беларуси, – давят на «Балтику» с помощью административного ресурса. Главным образом это проявляется в «выдавливании» «балтийского» и прочего импортного пива с торговых полок.

«Мы в легком недоумении, когда видим, что есть определенные указания не ставить импортное пиво, давление на нас, потому что мы не местное пиво», – говорит директор по экспортным продажам ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Дмитрий Кистев. По его словам, чаще это характерно для регионов, где распространен «симбиоз административного ресурса и местного псевдопроизводства».

«Поэтому, на мой взгляд, давление на «Балтику» все-таки происходит. Мы пытаемся объяснить, что мы много инвестируем в рынок, но, наверное, этого мало. При этом мы однозначны в том, что только конкуренция должна стать залогом позитивного развития белорусского пивного рынка».

По словам Д. Кистева, цель компании в Беларуси не любыми путями нарастить объемы, а «быть на уровне тренда рынка». То есть, если рынок растет на 10%, то цель компании – быть в этих пределах, если рынок стагнирует – то строить политику в соответствии с этой тенденцией. «При этом мы делаем особый акцент, что мы хотим находиться в сегменте «премиум», – говорит представитель «Балтики». На данном этапе, считает Кистев, целью «Балтики» в Беларуси является доля в пределах 12-14% рынка.

В то же время нужно признать, что «Балтика», несмотря на свои лидирующие позиции на рынке (она старейший игрок на нем, работает уже свыше 10 лет), имеет явную уязвимую сторону – отсутствие производственной локализации. Неудачная попытка десять лет назад купить минскую «Криницу» настолько отбила у нее охоту заниматься в Беларуси сделками M&A, что компания не участвовала в распродаже пивных активов в 2007-2008 годах.

Материнская структура «Балтики» Carlsberg (тогда BBH) в 2006 году, правда, купила 30% акций «Оливарии». Но, во-первых, этот актив находится в операционном управлении Carlsberg, а не «Балтики». Во-вторых, «Оливария» ограничена в своем развитии в части наращивания производственных мощностей. Как отметил старший вице-президент по Восточной Европе Carlsberg (он же – президент ОАО «ПК «Балтика») Антон Артемьев, «я не исключаю, что рано или поздно в Беларуси будет начато производство лицензионных брендов. Но на сегодняшний день производственные мощности не позволяют этого сделать, они задействованы исключительно под местные бренды».

Также нужно учитывать, что, в-третьих, Carlsberg пока не владелец контрольного пакета «Оливарии». «Существует ряд договоренностей и ряд контрактов, как может в будущем меняться акционерная структура общества.

Возможность в перспективе получить контроль на предприятии у Carlsberg есть. Но там сейчас довольно сложная акционерная структура, акционерами также являются Европейский банк реконструкции и развития и физические лица», – прокомментировал возможность покупки контрольного пакета «Оливарии» Антон Артемьев.

На белорусском пивном рынке сейчас осталось мало активов для покупки. А фактически остался всего один интересный завод – «Криница». Для любого действующего и нового игрока покупка «Криницы» – это покупка рынка. В прошлом году власти пошли третьим путем и попытались (правда, неудачно) найти для предприятия эффективного внешнего управляющего. Эксперты не исключают, что попытка будет повторена, но уже в другом формате – через продажу акций «Криницы».

По этому поводу, правда, президент «Балтики» Антон Артемьев не питает иллюзий: «Этот вопрос часто возникал, но в итоге всегда оказывалось, что никто «Криницу» не продает. Честно говоря, и сейчас не хочется спекулировать на эту тему – просто не верится, что «Криница» будет продана».