Молочную отрасль ждут перемены

В середине сентября в  ЦВК «Экспоцентр» состоялась конференция «Молочная отрасль – шаги развития после эмбарго», в ходе которой эксперты и представители органов власти обсудили развитие молочного рынка после введения эмбарго, перспективы и новые направления развития фермерских производств, а также привели примеры успешных проектов в сфере импортозамещения. Генеральный директор «Petrova Five Consulting» Марина Петрова выступила модератором и одним из ключевых спикеров конференции.

молочная отрасль, Россия, перемены, Petrova Five Consulting, Марина Петрова

В ходе обсуждения тенденций развития молочной отрасли Исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов рассказал о ситуации на мировом молочном рынке. Так, по его словам, спрос на молочную продукцию во всем мире растет на протяжении уже многих лет – этому способствует увеличение численности населения в странах Азии, Африки и Ближнего Востока, а также улучшение социально-экономического положения отдельных групп населения. В настоящий момент более 6 млрд человек потребляют молочные продукты и большинство из них – в развивающихся странах. В среднесрочной перспективе (до 2026 года) продолжится рост среднедушевого потребления в развивающихся странах и рост объемов мировой торговли молочными продуктами. При этом наибольший рост торговли ожидается в сегментах сливочного масла (+2,7 % в год), СОМ (+1,8 %) и сыров (+1,7 %). В частности, он отметил, что Китай является крупнейшим импортером молочной продукции, наращивающим объемы потребления и в среднесрочной перспективе эта тенденция продолжится. Для удовлетворения растущего спроса крупнейшие страны-экспортеры продолжают наращивать объемы производства сырого молока – в 2017 году прирост составит 2,5 млн тонн. И на этом фоне российская молочная отрасль имеет высокий потенциал развития не только на внутреннем, но и глобальном рынке.

О развитии российской молочной отрасли после введения эмбарго рассказала генеральный директор «Petrova Five Consulting» Марина Петрова. Она отметила, что на фоне мировых тенденций производство сырого молока в России растет низкими темпами – так, с 2012 года объемы сырого товарного молока, выпускаемые в сельхозорганизациях и крестьянских фрмерских хозяйствах, выросли всего на 4 % и составили 17,2 млн тонн при том, что для достижения самообеспечения России необходимо производить порядка 50 млн тонн. И именно недостаток молока-сырья являюется ключевым тормозом развития молочной отрасли. Также Марина Петрова обратила внимание на то, что в отличие от мировых тенденций, спрос на молочную продукцию в России падает на фоне сокращения реальных доходов населения и в ближайшее время молочную отрасль ждут большие перемены. В числе факторов, которые окажут наиболее существенное влияние на развитие отрасли, она отметила усиление вертикальной интеграции и выход на молочный рынок крупнейших агрохолдингов, увеличение конкуренции с сетевыми ритейлерами и зарубежными поставщиками.

«Мир и рынок меняются и российские производители столкнутся с новым уровнем сложности и конкуренции, – сказала Марина Петрова. – Сегодня недостаточно производить качественный продукт – для того, чтобы быть успешным, нужно уметь быстро меняться и перестраивать бизнес в соответствии с изменениями рынка».

Еще об одной из ожидаемых новаций – введении электронной ветеринарной сертификации – рассказал начальник отдела Россельхознадзора Владимир Казеко. Его выступление вызвало жаркую дискуссию о сроках, сложности и стоимости перехода на ЭВС в России.

Региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ «Данон» Марина Балабанова рассказала о сложностях, с которыми компании-производители сталкиваются при внедрении ЭВС (Электронной ветеринарной сертификации). Марина Балабанова отметила, что капитальные затраты на внедрение ЭВС для завода мощностью 140 т/сутки составят 132,8 млн руб., а ежегодные операционные затраты 134,8 млн руб.

Большое внимание было уделено обсуждению новых направлений развития фермерских производств. Владелица «Аннушкиной фермы» Ольга Друганина рассказала о том, как правильно развивать производство молочных продуктов, а основатель проекта «Ферма для своих» Ольга Карпова – о дополнительных направлениях развития и повышения лояльности потребителей. Владелец ТМ «Зорька и Милка» обратил внимание на увеличение интереса потребителей к здоровому питанию и необходимости контроля качества производимых фермерами продуктов, а также представил оборудование, которое позволяет выращивать различные продукты в городских условиях.

Также участники конференции поделились собственным опытом развития предприятий и построения брендов. Генеральный директор «Великолукского молочного комбината» Дмитрий Матвеев рассказал о работе по повышению качества выпускаемого сыра, а член Совета директоров «Белебеевского молочного комбината» Анна Ведерникова – о ребрендинге как способе повышения маржинальности молочных продуктов по итогам проведенного компанией изменения структуры ассортимента и запуска продуктов под собственными брендами. О том, как компания «Лукоз Саба» развивалась и выбирала успешную стратегию позиционирования, рассказал Генеральный директор Тарас Кожанов.

Историю развития бренда «Сиртаки» представил вице-президент ГК «Нева Милк» Максим Малыгин, а руководитель отдела маркетинга «Тульского молочного комбината» Елена Артемова рассказала об опыте сохранения традиций при развитии бренда «Бежин луг».