Кто напоит белорусов: импортеры алкогольной продукции

В Беларуси объявлен открытый конкурс на определение импортеров алкогольной продукции с правом ее ввоза в республику в 2011 году.

"Конкурсные предложения принимаются с 27 августа по 27 сентября текущего года включительно", – сообщили в Министерстве торговли республики.

В конкурсном предложении должны быть указаны реквизиты участника, перечень алкогольной продукции с указанием наименований и кодов в соответствии с ТН ВЭД, пишет "БДГ".

Должна быть также предоставлена информация о цели ввоза алкогольной продукции (использование для нужд собственного производства, оптовая и (или) розничная торговля) и планируемый объем ее ввоза в натуральном и денежном выражении.

Претенденты также должны указать объем использования ввезенной алкогольной продукции для нужд собственного производства, объем производства алкогольной продукции, объем оптовой и (или) розничной торговли алкогольной продукцией в натуральном и денежном выражении, рентабельность ее реализации (в случае торговли).

В Минторге также проинформировали, что участники конкурса обязаны проинформировать о суммах уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет и другие целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также о суммах уплаченных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость и акцизов за ввезенную алкогольную продукцию. Кроме того, они должны указать наличие или отсутствие задолженности по платежам на первое число месяца, предшествующего дате проведения конкурса.

Данные сведения должны быть предоставлены за три последних календарных года с расшифровкой по годам.

Исключительное право государства на импорт алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта введено в Беларуси декретом президента N3, заменив квотирование импорта этой продукции. Юридические лица, реализующие данное право государства, определяются по результатам открытых конкурсов.

Победителями конкурса на определение поставщиков алкогольных напитков в 2010 году были признаны 23 предприятия (в том числе с иностранным капиталом). При этом в список импортеров алкогольной продукции (кроме алкогольных напитков) вошли 35 предприятий-переработчиков.

Рост продаж алкоголя в Беларуси в текущем году впечатляет: продажи ликероводочных изделий увеличились на 29,6%, виноградных вин – на 15,7%, коньяка (включая коньячные напитки и бренди) – на 23,9%. Потребление пива в январе – июле выросло на 21,2%.

Крупнейшими игроками на алкогольном рынке являются предприятия, находящиеся в собственности государства. Ведущим производителем водки считается "Минск Кристалл", ликероводочных изделий – республиканские унитарные предприятия в областных центрах, в винодельческой отрасли – Минский завод игристых вин, на пивном рынке – "Криница".

Понять причины, почему государство сохраняет за собой производство алкогольной продукции, несложно. По данным Белорусских новостей, ведущие представители отрасли ("Минск Кристалл", Минский завод игристых вин) даже в кризисном 2009 году имели высокую рентабельность реализованной продукции – 20-25%.

Эксперт алкогольного рынка Егор Шиманович отмечает, что сегодня заметную роль на рынке играют не только крупнейшие, но и региональные госпредприятия.

"В последнее время заметно активизировались региональные госпредприятия. Активно работают маркетинговые службы производителей, повсеместно открываются филиалы, для организации наилучшей логистики, что, в свою очередь, увеличивает их конкурентоспособность на рынке", – отмечает собеседник.

По оценкам эксперта, реализация алкогольной продукции очень выгодна не только производителям, но и розничным сетям.

"Алкогольная продукция во все времена являлась высокодоходной группой товаров. Сегодня в условиях свободного ценообразования при отсутствии ограничений на установление торговой надбавки практически все виды алкогольной продукции формируют значительную долю в общем товарообороте каждого торгового предприятия", – констатирует Егор Шиманович.

Рост продаж виноградных вин и коньяка в первом полугодии свидетельствует, по мнению эксперта, как о расширении ассортимента у производителей и импортеров, так и о некотором росте потребления алкоголя в стране.

Большую долю на алкогольном рынке занимают плодово-ягодные вина. Так, за январь – июль в стране было произведено 9,9 млн. дал плодовых вин, а водки в полтора раза меньше – 6,4 млн. дал, виноградных вин (включая напитки) еще меньше – 1,6 млн. дал.

Эти вина продаются ради увеличения валового дохода, говорит Егор Шиманович. "Так как из-за низкой отпускной цены прибыль от продажи одной бутылки совсем не велика, предприятия, торгующие дешевым вином, рассчитывают на большой оборот", – отмечает эксперт.

Он добавляет: категория покупателей таких напитков, увы, специфична. Именно этим, добавляет собеседник, можно объяснить тот факт, что основные предприятия, относящиеся к ключевой рознице, не включают в свой ассортимент так называемые "чернила".