КТО ищет, тот всегда найдет…

Исторически республиканское дочернее унитарное предприятие «Толочинский консервный завод» — одно из старейших белорусских винодельческих предприятий в принципе. Соответствующее производство было основано здесь в 1906 году на базе своеобразной «плодоовощной мануфактуры» помещика Газдзицкого. Но сегодня это предприятие, находящееся в подчинении Национальной академии наук Беларуси, осуществляет то, что в деловой литературе называется перепрофилированием и многопрофильностью. О специфике во многом новой для нашей страны стратегии производства мы беседуем с директором предприятия Анатолием Анюховским.

«РАСЦВЕТАЛИ ЯБЛОНИ И ГРУШИ»

Анатолий Васильевич, хотелось бы с ходу расставить акценты. С чего начинается ваше предприятие?

› В основе его, так уж исторически сложилось, — винодельческое производство. Мы сегодня выпускаем сугубо натуральные ягодные и виноградные вина…

Но на балансе также есть крахмальный завод. Активно работаем в части садоводства: многим известен наш — крупнейший в Беларуси — промышленный сад. Одну его половину занимают ягодники, вторую — плодовые деревья. Есть европейского типа фруктохранилище на 2400 тонн, где установлены голландские сортировально-фасовочные линии. Там, в частности, имеются датчики, которые способны различать каждое яблоко по размеру, весу, диаметру и цвету.

Есть информация, что ваш консервный завод является самым крупным производителем товарной позиции «яблоко десертное» в Беларуси

› Не знаю, как по Беларуси, но в Витебской области — точно.

Это — воплощение госпрограммы по импортозамещению?

› В общем, да. Импорт мы вытесняем. И делаем это последовательно на разных уровнях. Наш народ, так уж сложилось, любит кисло-сладкое яблоко. До этого польские и молдавские яблоки брали белорусского покупателя за живое своим внешним видом, но не вкусом. Но теперь наши яблоки внешне ничуть не хуже, а вкуса мы добились самого оптимального. Так что перспектив у яблочных импортеров в Беларусь в будущем очень немного.

Кроме того, работаем в плане производства и воспроизводства саженцев. Интересное направление — груши. Мы его активно развиваем. В прошлом году, к примеру, «сняли» 22 тонны. Весь урожай ушел «влет». Конкуренции на этом направлении в Беларуси мы пока не имеем, и не скоро ее ощутим, судя по всему. Если по яблоку можно утверждать: в ближайшие годы рынок будет насыщен и закрыт, то вот белорусские груши — это просто «непаханое поле».

Что еще можно добавить в этой части?..

› Стоит, наверное, упомянуть нашу гостиницу на 120 мест. Ее роль особо велика летом и осенью, когда приходится прибегать к услугам сезонных рабочих. В основном это ребята из Оршанского колледжа пищевой промышленности. Они осуществляют сбор яблок, закладку их в хранилища. Так решается дефицит рабочей силы. Город-то у нас маленький, рук не хватает на столь серьезные объемы, которые мы в состоянии предложить рынку.

СОЧНЫЙ ВЕКТОР

• Можно ли говорить, что вы используете своеобразную закольцовку на своем предприятии, объединяя усилия сельхозпроизводителя и переработчика в одной точке?

› В общем, да. Все свое сырье мы стараемся переработать собственными силами, в различных цехах. И производство расширяем с учетом ситуации. Нас время и обстоятельства толкают в сторону крупнотоварного производства.

В этом году, например, запустим цех по производству натуральных соков из наших плодов и ягод. В перспективе планируем заниматься и овощными соками. Для этого будет создаваться соответствующая овощеводческая структура.

А вы будете выпускать сок прямого отжима?

› Не совсем. Прямой отжим — это когда на ваших глазах выжали сок из яблока и тут же подали на стол. В промышленности полученный сок все равно потребует пастеризации, купажирования, применения асептических технологий упаковки и т. д.

Но это в любом случае не будут соки из концентрата, которыми грешит большинство производителей в Беларуси?

› Нет, конечно. Грешат у нас те, кому бог позволяет грешить, то есть производства, которые не обеспечены своей сырьевой базой. У нас такой проблемы, к счастью, нет. Зато есть свой сад, о котором уже было сказано достаточно.

Можно посмотреть на ситуацию и под другим углом. Давайте скажем откровенно. Налицо — проблемы у винно-водочной отрасли. В нашем случае это означает вынужденное сокращение винодельческой продукции. Винами становится невыгодно заниматься. Поэтому мы осуществляем то, что во всем мире называется диверсификацией. В данном случае — переходим на активное производство разнообразных соков. Ниша эта достаточно интересна и перспективна. Мы планируем выйти на качественно новый в масштабах Беларуси уровень готовой продукции. Оборудование (по большей части итальянское) уже закуплено, деньги внесены на 100 %. В том числе с помощью ИКЛ. Итальянцы сами производят оборудование, кредитуются за счет своих же банков. Для нас это достаточно удобно и выгодно.

ВТОРОЙ И ПЕРВЫЙ ХЛЕБ

А чем еще сегодня максимально выгодно заниматься?

› Для нас на сегодняшний день — картофелеводством. Удалось за последние годы создать мощное производственное подразделение. В прошлом году вышли на 820 га посадки этой культуры, в нынешнем, скорее всего, — на 1000 га. Эти шаги просчитаны. Европа сокращает производство картофеля. В то же время возможности и аппетиты российского рынка известны. В последние годы мы стабильно поставляем туда порядка 15 тыс. тонн нашей «бульбы». И это явно не предел.

Цена на картофель хорошая, рентабельность высокая, достигает порой 200 %. С учетом этого, мы в текущем году запускаем в эксплуатацию два современных картофелехранилища по 12 тыс. тонн, снабженных европейскими системами вентилирования. За влажность и температуру в камерах там отвечает программное оборудование,а не человек. За основу взят голландский тип картофелехранения. Осуществляется замкнутый цикл: по загрузке, сортировке, выгрузке и т. д. На установленных там производственных линиях ведется фасовка картофеля: от 1 до 25 кг. Под заказ осуществляется мойка клубней, возможна машинная полировка.

То есть в каждый такой клубень можно будет смотреться, как в зеркало?

› Совершенно верно. Сейчас устраняются определенные детали по второму хранилищу. Но к сезону там все будет готово.

И зачем вам крахмальный завод при такой-то современной стратегии?

› Знаете, не всякий картофель имеет ведь товарный вид, как ни старайся.

СПРАВКА «Продукт.BY»

Анатолий Васильевич Анюховский, директор республиканского производственного дочернего унитарного предприятия «Толочинский консервный завод».

Родился 6 апреля 1954 года в деревне Ленино Горецкого района Могилевской области.

Окончил Белорусскую сельскохо-зяйственную академию в Горках. По базовому образованию – ученый-агроном.

Работал главным агрономом колхоза «Прогресс», председателем колхоза «Гигант»… Занимал пост председателя Толочинского райисполкома. Награжден в частности серебряной медалью ВДНХ СССР, почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь, нагрудным знаком «У гонар 80-годдзя Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі».

Удостоен почетного звания «Человек года Витебщины» в номинации «Агропромышленный комплекс».