Кто доит соевую корову и делает бизнес на соевом молоке в России

Не секрет, что производство традиционного молока и молочных продуктов зачастую превращается в огромную головную боль для мелкого фермера: приобретение и содержание поголовья, корма, ветпрепараты, оборудование и так далее. Зато если предприниматель решит заниматься производством не обычного, а очень модного соевого молока, с такими проблемами он не столкнется. А вот прибыль будет весомой…

Журналист Варвара Гранкова в своем материале, опубликованном на портале издания «Ведомости», рассказывает историю успеха Натальи Сафоновой из Тулы.

Работая маркетологом, 30-летняя Наталья мечтала открыть собственный бизнес по производству соевого молока, так как является поклонницей соевых продуктов. Но купить в Туле соевое молоко, то есть отфильтрованную смесь из воды из соевых бобов, было весьма дорого – импортный продукт продавался по 300 рублей за литр.

В итоге Наталья договорилась с технологом Татьяной Лебедевой, которая знала и умели изготовить соевое молоко в домашних условиях, и женщины подали документы в местный центр занятости для получения субсидии для самозанятых. Бизнес-план был одобрен и в прошлом году весной Сафановой перечислили субсидию в 117 тысяч рублей. Женщина зарегистрировала компанию «Боб и орех», сняла помещение в 15 кв. м и наняла сотрудницу с инвалидностью (это было одним из условий получения субсидии). На выделенные средства также были закуплены этикетки, вакуумный упаковщик и стерилизующая лампа. Татьяна предоставила оборудование для варки напитка – так называемую «соевую корову», комбайн стоимостью 300 000 рублей, который измельчает соевые бобы, смешивает с водой и доводит до кипения.

Для того, чтобы изготовить 15 л молока требуется 1,6 кг сои – это около 60 руб., рассказала «Ведомостям» Татьяна Лебедева. За полчаса «соевая корова» дает 15 л, а за смену – 150 л. С учетом расходов на электроэнергию, бобы, тару и зарплату работнице себестоимость 1 л молока составляет около 40 руб. Предпринимательницы реализуют продукт с наценкой в 30%. Варить напитки из дорогих орехов менее – в этом случае наценка составляет 15–18%, говорит Татьяна.

Сейчас бизнесвумен готовят по 3 т молока из сои и орехов в месяц и поставляют его в 23 тульских магазина. Ежемесячная выручка – около 150 000 руб. Женщины называют свой бизнес довольно простым и весьма рентабельным.

Мода на ЗРЖ и здоровое питание привело к буму на соевые продукты. В России спрос на такие товары стремительно растет. «Ведомости» сообщают, что в России на сегодня сегмент потребителей растительного молока включает около 13 млн человек, включая поклонников ЗОЖ и людей, страдающих непереносимостью лактозы. В сетевых супермаркетах растительное молоко представлено на полках в каждом четвертом магазине.

В I квартале 2018 г. его продажи выросли в 2,5 раза в натуральном выражении по сравнению с показателями годичной давности, подсчитали аналитики Nielsen. По их данным, с января по март россияне купили в крупных федеральных сетях 1 млн л растительного молока на 461,4 млн руб. Для сравнения: за весь прошлый год было продано 1,7 млн л.

Журналист «Ведомостей» пообщалась с Максимом Голубевым, представителем подмосковной компании «КМ групп», которая производит по 60 тонн соевого молока «Соярус» в месяц с реализацией в 250 торговых точках. Как рассказал Голубев, спрос на растительное молоко кратно увеличивается во время Великого поста: молоко заказывают кофейни и рестораны. Слова коллеги подтвердила Татьяна Лебедева. Во время Великого поста продажи их молока в Туле увеличиваются в 1,5 раза – до 15–18 бутылок в день на один магазин.

В Санкт-Петербурге соевое молоко тоже варят. 28-летний бывший военный следователь Иван Иванов с 2017 года выпускает соевое молоко под Primal Soymilk. На старт проекта он потратил 400 000 руб. Заказы сначала поступали от мелких лавок для вегетарианцев. Затем, чтобы попасть в магазины покрупнее, Иван решил увеличить срок годности продукта с пары недель до 120 суток. Иван потратился на пастеризатор и быстро окупил вложения. Сейчас он производит 3 тонны соевого молока в месяц и поставляет его в 30 магазинов Санкт-Петербурга и Москвы. В рознице молоко Primal Soymilk стоит 100–150 руб за 750 мл. Рентабельность продаж – 30–40%, сказал Иванов «Ведомостям». В прошлом году выручка составила 1,5 млн руб.

Однако, пастеризаторы, самый дешевый из которых стоит 500 тысяч рублей, одобряют не все коллеги Ивана. Так, Фред Ужицкий из Санкт-Петербурга, основатель компании – производителя соевых сыров «Соймик», считает, что дешевое оборудование портит вкус, придает горечь и неприятный запах. Без ароматизаторов такое молоко сложно продать. Татьяна Лебедева согласна, что проблема в малом сроке годности соевого молока есть, но пастеризатор она тоже не использует, опасаясь потерять покупателей. Для увеличения срока годности продукции д 30 суток она хочет сменить пластмассовые бутылки на стеклянные и разливать в тару горячее молоко.

Мелкие предприниматели – не единственные игроки на рынке альтернативного молока. Крупный холдинг «Сады Придонья» тоже поставляет в магазины напитки на растительной основе из овса плюс делает крупные инвестиции в производство и в рекламу. Вице-президент по стратегическому развитию «Садов Придонья» Ирина Самохина сообщила «Ведомостям», что для приготовления качественных растительных напитков требуются дорогие технологии, которые не по карману малому бизнесу. По словам Ирины Самохиной, на запуск линейки Nemoloko компания потратила несколько миллионов евро.

Впрочем, мелкий бизнес только благодарен крупному собрату за массовую рекламу растительного молока, теперь стало проще договариваться о сбыте уже раскрученного продукта.

В свою очередь, торговые сети охотно сотрудничают с поставщиками соевого молока самого разного калибра. Директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев рассказал журналисту «Ведомостей», что сеть активно сотрудничает с небольшими поставщиками. По его словам, у сети одинаковые требования для всех: производитель должен иметь хорошую репутацию, обеспечивать хорошее качество и стабильные поставки. Преимущество получает тот, кто при прочих равных показателях предоставит лучшие коммерческие условия, уточняет он.

В дальнейшем, производители растительного молока планируют вывести на российский рынок напитки из семян льна и гречневой крупы.