Кондитерам наказали искать изюминку

Можно ли обнаружить на прилавке в «рядовом» сельском магазине ВИП-конфеты – «Мишку на севере», «Столичные» или хотя бы популярную «Коровку»?

Вопрос, скорее, риторический. Почему существует разница в ассортименте и цене кондитерских товаров в крупных городах, райцентрах и на селе – в этом пытались разобраться производители сладкой продукции и руководители торговых предприятий на совещании, которое состоялось в Бресте 5 декабря. Время проведения столь представительного форума выбрано не случайно: накануне Нового года тема звучит особенно актуально. Тон в разговоре задавал министр торговли Валентин Чеканов. «Если вы не выстроите эффективную схему товародвижения, то торговля завтра переключится на “Рошен”», – «пригрозил» министр представителям кондитерских фабрик.

То, что отечественные производители выпускают конкурентоспособную продукцию, продемонстрировала выставка кондитерских изделий, развернутая в административном корпусе областного центра олимпийского резерва по гребле, где проходило совещание. Товар лицом показали крупнейшие кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак» и менее известные производители, такие как «Конфа» (Молодечно) и «Красный Мозырянин» (Наровля). И у каждой фабрики свой «эксклюзивный» ассортимент и, соответственно, своя ниша на рынке.

Благосклонной оценки министра заслужила «Первая шоколадная компания». Еще три года назад, отметил Валентин Чеканов, чтобы поддержать коллектив, где-то

приходилось включать и административный ресурс. А сегодня предприятие на подъеме. За два последних года производство продукции торговой марки «Идеал» почти удвоилось. Причем (и это один из ответов на запросы рынка) здесь стали выпускать больше конфет. Если раньше доля шоколада составляла 60-70 % в общем объеме производства, то теперь соотношение выравнялось. Показательно, что в сладостях сокращается количество жиров и углеводов и увеличивается содержание так называемых «функциональных» добавок – орехов, зерновых продуктов. Это касается и недавно появившегося на рынке драже. «Мы выбрали трудоемкий путь – включение большого количества фруктов и орехов. Чернослив, к примеру, обрабатывают только женские руки, ничего другого пока не придумано», – так объясняет успех продукции «Идеал» на рынке главный технолог Иван Якель.

РУПП «Брестхлебпром» также постоянно обновляет ассортимент продукции. У каждого из его филиалов в районах области – своя изюминка. В Ганцевичах, к примеру, технологи долго работали над тем, чтобы добиться оригинального вкуса кукурузных палочек, который принято называть вкусом детства. Теперь их действительно трудно сравнить с аналогичной продукцией других предприятий. А Брестский хлебозавод обещает удивить на предновогодних продажах новыми тортами. Уже и названия придумали: «Снеговичок» и «Новогодние сказки».

Заведующая фирменным магазином ОАО «Спартак» в Бресте Галина Гайдамакина приглашает за покупками.

Такие «зубры» кондитерской отрасли, как «Коммунарка» и «Спартак», опровергают расхожее мнение, что сейчас озабоченные здоровым образом жизни соотечественники неохотно покупают новогодние «сундучки» с конфетами. Еще как покупают – утверждают они. Способствуют этому и новогодние скидки на лакомства – в среднем около 10 %. Приблизительно столько же «сбрасывает» и торговля. По мнению Валентина Чеканова, это хороший пример того, как производители и торговля могут действовать заодно – на пользу себе и покупателю. Хорошим стимулом здесь служит возрастающая конкуренция и появление все большего количества небольших частных предприятий с аналогичной продукцией.

У более мелких производителей есть свои козыри. Взять хотя бы фабрику «Красный Мозырянин», которой в 2013 году исполняется 100 лет. Именно здесь придумали в свое время знаменитую «Коровку». Участники выставки буквально размели свежайшие конфеты с дегустационного стола. На фабрике выпускают также несколько разновидностей мармелада. Как рассказали специалисты, новая технология позволит избежать при его изготовлении покрытия сахаром или кокосовой стружкой, что не всем нравится, и избавит от лишних калорий.

Министр отметил, что небольшие фабрики «подрастерялись» в сложных условиях рынка, и посоветовал настойчивее проводить маркетинговую стратегию. По его мнению, они должны плотнее сотрудничать с Брестской областной базой «Бакалея» и аналогичными торговыми предприятиями в других областях. Это замечание касалось и крупных игроков на рынке кондитерской продукции. «Сейчас производители предпочитают «снимать сливки» – работать с крупными торговыми сетями с большой долей рынка. Но не надо забывать и про более мелкие магазины, в том числе про сельские. Цена и ассортимент кондитерских товаров должны быть везде одинаковыми».

В качестве примера приводилась столичная фабрика «Слодыч», которая производит около 100 наименований печенья и у которой схема товародвижения «отшлифована». Продукция фабрики одинаково доступна всем без исключения жителям Беларуси.

Источник: vb.by