Кассы самообслуживания в магазинах: пока ни ретейл, ни покупатели не готовы к замене продавца роботом

Сегодня крупные ретейлеры находятся в постоянном поиске кадров. Что понятно и объяснимо — число занятых в этой сфере приближается к 14,5 процента экономически активного населения страны, увеличившись за 8 лет более чем на треть. Причем кадровая проблема в торговле актуальна не только для нас, но и для многих стран мира. За рубежом, чтобы не зависеть от нехватки персонала, все чаще прибегают к замене человека автоматизированными кассами и системами наблюдения. Насколько реальна перспектива использования роботов в залах отечественных магазинов и когда исчезнет профессия кассира, разбирался корреспондент «Р».

Уменьшить число работников

Член Совета по развитию предпринимательства при Президенте, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Жанна Тарасевич считает, что автоматизация торговли в нашей стране — вопрос уже ближайшего будущего. И аргументирует предопределенность этих процессов так:

— Крупные ретейлеры всегда нацелены на увеличение прибыли. Процесс конкуренции никто не отменял. Внедрение новых «безлюдных» технологий должно существенно снизить затраты на персонал, выплату обязательных платежей в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и ряд других отчислений.

Мировой опыт уже наработан и хорошо известен. Например, в супермаркетах Соединенных Штатов есть технологии, которые позволяют магазину работать без продавца. Покупатель набирает товары в корзину, сканирует их и оплачивает через смартфон или пластиковую карту. За порядком внутри следит система наблюдения, которая фиксирует лица покупателей.

В Китае также есть магазины, которые работают без продавцов и кассиров. Они открыты 24/7, и покупатель оплачивает там товары, сканируя QR-код смартфоном.

В России внедряют кассы самообслуживания (Self Checkout). На таких кассах покупатель сам сканирует штрихкод на товарах, взвешивает, определяет тип и способ платежа. Некоторые кассы даже способны говорить на нескольких языках, что упрощает жизнь иностранцам.

В тестовом режиме Self Checkout кассы применялись и в белорусских торговых сетях. Однако речи о полном отказе от работы персонала не шло. Пока что не шло.

Когда до нас дойдут инновации?

По мнению Жанны Тарасевич, темпы внедрения таких технологий в отечественный ретейл зависят от нацеленности владельцев на снижение издержек:

— Говоря об инновациях, стоит отметить, что сегодня уже есть предпосылки для того, чтобы внедрять технологии более продвинутого вида. Решение об их появлении в первую очередь упирается в деньги — если такие технологии обеспечат снижение издержек, то они появятся.

О каких издержках идет речь? В среднем у персонала крупной торговой сети сегодня зарплата не менее 500 долларов плюс соответствующие отчисления в ФСЗН. Внедрение «безлюдных» технологий на начальном этапе будет затратным, но, по мнению экспертов, они могут окупиться за 2—5 лет.

Крупные белорусские ретейлеры не снимают вопрос с повестки дня, присматриваются к Self Checkout кассам. Я позвонил в одну из фирм, которая предоставляет услуги по автоматизации торговли в Беларуси. Менеджер компании отметил, что сетевики постоянно консультируются по установке нового оборудования. Но вопрос цены остается для них еще достаточно чувствительным. И не только:

— Средняя стоимость такой кассы — около 15 тысяч евро. Но одну ее ставить бессмысленно. В крупных гипермаркетах делаются специальные острова с шестью и более кассами самообслуживания, за которыми присматривает помощник. В больших магазинах это выгодно. Для малых — дорого.

Эти кассы позволят существенно сократить такую статью расходов, как зарплата кассиров, и решить проблемы с текучкой кадров. Убрать 7—8 кассиров и оставить на их месте одного помощника присматривать за отделением машин — к такому будущему могут прийти в торговых сетях. Без человека при этом пока все равно не обойтись. Например, если через кассы самообслуживания продается алкоголь, то помощник может контролировать, чтобы спиртные напитки не купили несовершеннолетние.

Жанна Тарасевич резюмирует:

— Может сложиться так, что если сегодня мы говорим, что, развивая торговую сеть, создаем рабочие места, то завтра эта формула будет работать иначе: развивая торговые сети, повышаем качество обслуживания, но уменьшаем количество занятых в экономике.


Сегодня уже есть предпосылки для внедрения «безлюдных» технологий в торговлю.
фото B-g.by

Контролер-кассир — профессия дефицитная

Вероятность того, что в ближайшие пять лет персонал в гипермаркетах частично заменят автоматизированные системы, никто не оспаривает. Вместе с тем исполнительный директор ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская отмечает, что на данный момент в торговле не ведется серьезного технологического перевооружения:

— Более того, мы имеем сегодня серьезную проблему с заполнением вакансий в ретейле. Ввиду этого задумываться о техническом перевооружении стоит. Если система таких технологий будет продумана, то внедрение ее вполне возможно. Однако, ретейлу все еще нужны люди. В основном это кассиры, продавцы, грузчики. Розничная торговля сейчас активно развивается. Потребность в персонале есть, и за него приходится конкурировать.

Нельзя отрицать и тот факт, что в мире были неудачные примеры по переходу на обслуживание покупателей через автоматизированные системы. Такие магазины попросту не прижились, им приходилось перестраиваться. Однако нельзя списывать со счетов возможность прихода торговой сети с отлаженной «безлюдной» системой. Тогда другим игрокам, чтобы выдерживать конкуренцию, также придется перевооружаться.