Какими чертами характера должен обладать руководитель успешного предприятия, рассказывает директор ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» Анатолий Артюховский

Задача директора — обеспечить работоспособность предприятия.

Так что эту должность должен занимать человек всесторонне развитый, видящий перспективу, умеющий анализировать ситуацию и знающий, что нужно сделать для получения результата. Конечно, он должен быть твердым, справедливым, уверенным в себе, честным. Если руководитель достаточно тверд и может сплотить команду, люди за ним пойдут и не подведут. Но одно из самых важных качеств директора — умение относиться к работникам так, как относишься к самым близким людям, уважать и ценить их. Здесь уместно вспомнить слова классика: всякий труд, как физический, так и умственный, одинаково уважаем и почетен.

ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» основано в 1966 году в качестве обособленного цеха пивоваренного завода «Беларусь». На сегодняшний день предприятие — крупнейший производитель минеральных и питьевых вод, безалкогольных напитков.

Сам я по окончании технологического института несколько лет участвовал в наладке технологического оборудования на предприятиях пищевой промышленности. За четыре года объездил почти весь Советский Союз, работал в Ереване, Кирове, Новгороде, Пинске, Минске. Когда мы после монтажа налаживали оборудование пивзавода «Криница», мне предложили остаться там начальником цеха. Через два года перевели на пивоваренный завод «Беларусь», нынешнюю «Оливарию», а потом по партийной линии направили главным инженером на завод безалкогольных напитков. В те годы условия труда здесь были некомфортные — грязь и сырость. Мне поручили приложить все усилия и знания, чтобы поднять производство. И вот уже 35 лет выполняю это задание, 29 из них — в должности директора.

Наш завод 20 лет работает в качестве закрытого акционерного общества. Что изменилось за это время? В начале приватизации на предприятии трудились всего 168 человек, сегодня — около 700. А ведь у каждого работника есть семья, которую он должен содержать. И значит, человеку надо не просто дать работу, но и предоставить социальный пакет, регулярную зарплату, несмотря на то что в нашем производстве есть элемент сезонности. В холодное время года потребление нашей продукции уменьшается. Но с марта и до конца августа работа идет круглые сутки без выходных.

Наша основная продукция — минеральная вода. Разливаем ее с 1966-го. Когда-то минералку пили неохотно, годовые объемы производства были сравнимы с тем, что сегодня можем налить за 2-3 дня. Но меняется культура потребления, отношение к натуральным продуктам. Более 20 лет мы занимаемся и березовым соком. Технология его производства уникальна для Беларуси. Понимая, что будущее принадлежит натуральным продуктам, с прошлого года мы стали активно развивать производство органического березового сока. Наш продукт сертифицирован на соответствие требованиям органического законодательства США и ЕС. У березового сока большое будущее, ведь он содержит большой набор полезных микроэлементов, природные моносахара, а также сапонин, который, по мнению ученых, препятствует накоплению холестерина в крови. Очень жаль, что сокодвижение в нашем климате длится всего несколько недель.

– Летом к нам на производство приходят студенческие отряды. Нынче это будут молодые люди, которые работали у нас в прошлом году. Им понравилось, да и предприятию выгодно, когда ребята уже знают азы производства, их проще обучить тонкостям. Мы с удовольствием принимаем молодежь, ведь это дает возможность нашим постоянным работникам уйти в отпуск в летнее время. В прошлом году студенты трудились даже в нашем колхозе — комбайнерами и трактористами. Причем не только белорусские, но и россияне. Отличные ребята! Работали настолько хорошо, что помимо зарплаты мы выплатили им еще и премию.

В Вилейском районе, в 102 километрах от заводской проходной, находится наше хозяйство «Вилия-Агро», некогда разоренное предприятие, которое мы купили в собственность. 7 деревень, 5.000 гектаров земли, более 3.000 гектаров пашни и сельхозугодий. За 10 лет вдохнули в него жизнь, дали людям возможность работать и получать зарплату. Содержим скот, получаем молоко, заготавливаем корма, выращиваем кукурузу, рапс, ячмень, тритикале, овес, пшеницу, построили современную молочно-товарную ферму, реконструировали имеющиеся. Жизнь заставила постичь науку ведения сельского хозяйства. Чтобы получить результаты, инвестировали в хозяйство значительную сумму из прибыли предприя­тия. За эти средства на заводе можно было сделать очень многое для развития производства, рекламы и продвижения нашей продукции, что немаловажно, поскольку на отечественном рынке минеральной воды и безалкогольных напитков сегодня огромная конкуренция. Мы входим в число основных игроков, но при этом находимся в неравных с остальными условиях, поскольку сельхозпредприятия нет ни у кого из наших конкурентов. Никто, кроме нас, не инвестировал в сельское хозяйство ни копейки. Но нам удается быть конкурентоспособными, обеспечивать социальный пакет работникам, помогать подшефному детскому садику, семье воина-интернационалиста и даже хоккейному клубу «Юность».

– Совет директоров в районе создали более 10 лет назад, чтобы сплотить директорский корпус крупных предприятий для решения экономических задач.

Опыт сотрудничества нарабатывался постепенно. Мы знакомили друг друга с производствами, обменивались мнениями и параллельно прикидывали — какой заказ можно дать соседнему предприятию. К примеру, почему бы расположенной в районе строительной организации не помочь кому-то в возведении складского корпуса?

Заседания проводим нечасто. Нет необходимости, поскольку встречаемся на заседаниях районной администрации и гор­исполкома, где перед промышленностью ставят конкретные задачи. А совет директоров — несколько иной формат. Там идет откровенный разговор в более доверительной форме. Обсуждаем насущные производственные проблемы, а затем доносим до главы администрации информацию о реальной обстановке на предприятиях, думаем, как изменить ситуацию в лучшую сторону.

Источник: mk.by