Как создавался белорусский суперкомбайн

Без преувеличения, огромный интерес вызвал на недавно прошедшей выставке «Белагро–2018» новый зерноуборочный агрегат ОАО «Гомсельмаш» КЗС–2124. Это, как смело утверждают многие специалисты, настоящий суперкомбайн. Именно такую машину Президент поручил создать во время прошлогодней жатвы, сообщает sb.by.

Присмотримся к новинке поближе...



Напомню предысторию. 18 августа 2017 года Александр Лукашенко побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали комбайн КЗС–1624–1, который занимает верхнюю ступеньку модельного ряда ОАО «Гомсельмаш». Президент предложил испытать агрегат на ходу: «Я хочу проверить, каков этот комбайн в эксплуатации. Потому что у промышленников есть привычка щеки надувать, что у нас хорошие комбайны, не хуже зарубежных аналогов. Проверим, как он будет на фоне других работать, чтобы люди видели».

Президент поручил тогда конструкторам уже к следующей уборочной обновить модель, устранив все выявленные на практике недостатки, а также заняться разработкой и созданием еще более совершенного комбайна, который будет востребован в будущем. Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги.

Почему стране нужен суперкомбайн? Самый массовый на сегодняшний день уборочный агрегат — КЗС–1218. О нем хорошо отзываются инженеры и механизаторы, да вот беда: машина прекрасно работает при урожайности зерна до 60 центнеров с гектара. А в прошлом году радовались и огорчались одновременно на жатве в СПК имени Кремко, «Свислочь», «Прогресс–Вертелишки» Гродненского и ОАО «Гастелловское» Минского районов. Приятные эмоции вызывала урожайность зерновых — более 100 центнеров с гектара. Переживания — низкий темп уборки из–за недостаточной пропускной способности комбайнов КЗС–1218. По мере появления все большего количества хозяйств, где с гектара намолачивают свыше 60 центнеров, проблема будет становиться острее.

КЗС–1624 стал значительным шагом вперед по сравнению с предшественником — КЗС–1218. Уже сам индекс говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Словом, высокоурожайные участки стало проще убирать. Жатка увеличилась на 2 метра и достигла 9. Мощность двигателя с 330 лошадиных сил возросла до 530.

Двухбарабанная система с предварительным ускорением потока хлебной массы обеспечивает бережный обмолот при высокой производительности. Вместо клавишного соломотряса комбайн оснащен роторным соломосепаратором с двумя роторами, «обернутыми» неподвижными решетчатыми деками и вращающимися во встречных направлениях. Такая комбинированная схема, сочетающая достоинства барабанного обмолота и роторной сепарации, лучше всего подходит для хозяйств, которые наряду с зерновыми в больших объемах убирают кукурузу на зерно.



В прошлом году в разных регионах в жатве участвовали 9 комбайнов КЗС–1624. Специалисты внимательно проанализировали работу каждого. Заместитель начальника главного управления технического прогресса и энергетики, госнадзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Леонид Полещук сообщил: важнейший показатель эффективности техники — наработка на отказ — достиг оптимальных значений. По сути, он на уровне лучших импортных машин такого класса.

А что говорят крестьяне? Механизатор ОАО «Александрийское» Шкловского района Юрий Деменков в прошлом году убирал хлеб таким агрегатом. Сравнивать есть с чем: раньше работал и на КЗС–1218, и на импортном «Лексион–580». Впечатления от КЗС–1624 самые наилучшие. Главное —– уборка идет быстрее, качество обмолота лучше. Компьютер находит оптимальное соотношение регулировок в зависимости от убираемой культуры, урожайности, влажности и засоренности. Достаточно раз установить высоту среза, а дальше система управления будет автоматически ее поддерживать. В сухую жаркую погоду жатка порой полностью скрывается из поля зрения комбайнера за плотной завесой пыли. Проблему решает установленная в наклонной камере система ее отсоса. Вывод механизатора: комбайн практически вплотную приблизился к импортным аналогам, а может, даже и стал в один уровень с ними.

Хорошие отзывы о комбайне и в соседней России. В прошлом году «Гомсельмаш» выполнял заявки по изготовлению партий этих машин для крупных сельхозпредприятий Республики Татарстан, Орловской, Волгоградской, Ростовской, Курской и Тамбовской областей. Средний намолот в Российской Федерации — 2.535 тонн, что на уровне импортных комбайнов. В Курской области сезонная наработка одного из комбайнов превысила 7.500 тонн с учетом уборки кукурузы на зерно.

Кстати, а могут ли российские уборочные агрегаты тягаться с нашим комбайном? Испытания новой машины завода «Ростсельмаш» RSM–161 показали: ее пропускная способность — 12 килограммов массы в секунду. Создатели техники заявили возможный намолот 40 тонн в час. Но испытания показали лишь 24. Вывод сделать несложно.

Конечно, чрезмерно обольщаться пока не стоит. Помнится, во время прошлогодней жатвы беседовал с комбайнером агрокомбината «Ждановичи» Минского района Александром Саладухой, который намолотил почти 6 тысяч тонн на импортном комбайне «Лексион». Он рассказал: в лучшие дни выгружал из бункера по 400 тонн. Вот на что надо равняться при разработке новых уборочных агрегатов.

Но это еще не все. В мировой практике есть показатели намного выше. В 2014 году компания New Holland Agriculture вернула себе титул рекордсмена Книги рекордов Гиннесса благодаря самому мощному в мире комбайну CR10.90 (653 л.с.), собрав впечатляющий урожай —– 797,656 тонны пшеницы за восемь часов.

Генеральный конструктор научно–технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович, с которым я встретился на выставке «Белагро–2018», не скрывал: наш суперкомбайн —– это модернизированный КЗС–1624. Но у КЗС–2124 появилось много новинок. Он в базовой комплектации соответствует по опциям ведущим мировым брендам.

Агрегат оборудован системой картирования урожайности. Работа комбайна позиционируется с помощью спутника, в компьютер заносится точная информация, сколько зерна намолочено с каждого клочка. Ее можно использовать впоследствии для дифференцированного внесения удобрений или средств защиты растений на отдельных участках. Согласитесь, это тоже немаловажно.

Улучшились условия труда механизатора. Эффективное освещение приборов позволяет уверенно работать в темное время суток. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор впереди и сзади. В кабине есть даже холодильник — вода из него в жару весьма кстати...

В этом году три первых суперкомбайна отправятся на испытания в хозяйства Минской и Могилевской областей. Обычно до начала серийного производства уходит 2 года. Однако в данном случае ситуация более оптимистичная, заявил главный конструктор по зерноуборочной технике научно–технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Петр Садов. Поскольку за основу взята уже готовая к массовому производству модель КЗС–1624, можно ожидать, что и КЗС–2124 в следующем году уже пойдет в серию.

22 августа прошлого года на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил: «Тот комбайн, который мы апробировали недавно в Могилевской и Витебской областях, хороший. Убирает чисто, ничем не уступает импортным аналогам. И хорошо, что нынешние конструкторы «Гомсельмаша» на этом не останавливаются. Они заявляют о том, что есть направления, по которым еще можно улучшить этот комбайн. Но я жду отечественный двигатель для подобных комбайнов. Хорошие немецкие, американские двигатели. Но у нас есть свой моторный завод».

Уточняю: на КЗС–1624 и КЗС–2124 стоят импортные двигатели. Нельзя ли заменить белорусскими, что сразу уменьшит стоимость машины? Пока такой возможности нет. Даже в КЗС–1218 преимущественно используются зарубежные двигатели. Пробовали и отечественные. Но к их работе возникали замечания. При этом гомсельмашевцы не теряют надежды, что наши моторостроители в перспективе докажут, что и они не лыком шиты. Словом, создадут достойный аналог импортному двигателю.

Насколько реальны такие ожидания? За разъяснениями обратился к заместителю главного конструктора ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» Дмитрию Синевичу. Он пояснил: предприятие сотрудничает с «Гомсельмашем». Для комбайна КЗС–1218 разработаны двигатели мощностью 330 лошадиных сил. 10 проходят испытания на уборочных агрегатах. Учитываются замечания, устраняются недостатки. Моторостроители рассчитывают через некоторое время начать серийное производство. С двигателем для суперкомбайна КЗС–2124 сложнее. Нужен 530–сильный. Работы по нему ведутся, но что–то определенное на заводе пока сказать не могут.

Естественно, всех интересует цена суперкомбайна. «Лексион–770» стоит 1.115 тысяч рублей. КЗС–1624 более чем в три раза дешевле. Петр Садов пояснил: с учетом добавленных опций КЗС–2124 будет стоить дороже своего предшественника. Но уверен: хозяйства согласятся даже добавить некоторую сумму, если будут уверены, что новый уборочный агрегат покажет себя достойно.

Что ж, с нетерпением ждем страды...