Как МАРТ намерен решить системные проблемы потребительского рынка

Министерство антимонопольного регулирования и торговли предупредило участников потребительского рынка: оно готово к решению более сложных задач. Свой взор МАРТ намерен обратить на монополистов и компании-доминанты, а также на региональный протекционизм, на формирование цен и тарифов в отраслях и на развитие конкуренции. Это серьезное заявление: в связи с нарушением антимонопольного законодательства, например, в прошлом году в министерство поступило 314 обращений и 56 из них подтвердились.



К каким последствиям могут привести резонансные инициативы МАРТ и что думают об этом участники рынка? В вопросе разбиралась корреспондент «Рэспублікі».

Заглянуть в лицо инфляции

На итоговой коллегии МАРТ его руководитель Владимир Колтович, человек обычно крайне сдержанный в публичной жизни, неожиданно разоткровенничался:

— Прошлый год, наверное, был самый сложный. Хотя удача благоволила нам: благодаря внешней конъюнктуре, работе Нацбанка, Правительства и других госорганов инфляция была рекордно низкой за последние 15 лет. Нам словно дали год на передышку. Но 2018-й будет в этой части труднее. Однако уверен: мы уже выросли и готовы к решению более сложных задач.

У многих озвученных вопросов так или иначе был один знаменатель – цены. Они показали «лицо» инфляции. Так, в 4,6 процента роста годового индекса 1,96% — это вклад регулируемых цен и тарифов. Еще 1,8 процента дало подорожавшее продовольствие. Но, несмотря на то что в прошлом году удалось удержать инфляцию на рекордно низком уровне, Владимир Колтович признался, что, глядя на рост товарооборота в январе, он «внутренне сжимается»:

— Нам предстоит кропотливая работа, потому что в январе розничный товарооборот прибавил 9,5 процента, выбившись из линейки статистических наблюдений. Январь всегда был провальным. В этот раз его «разогрели» увеличившиеся денежные доходы населения. Такие уроки мы с вами уже проходили.

В данном случае министр, по всей видимости, имел в виду экономические неурядицы тех лет, когда платежеспособный спрос со стороны граждан начинал провоцировать не совсем честных на руку торговцев «подкручивать» ценники вверх.

Зампредседателя правления Нацбанка Сергей Калечиц, наоборот, не видит поводов для беспокойства — ни из-за роста доходов граждан, ни из-за роста кредитования. Денежная эмиссия ведь находится под жестким контролем:

— На сегодня единственный канал, через который, в общем-то, попадают рубли в обращение, — это покупка иностранной валюты, которую мы производили в течение всего прошлого года. Что касается кредитов, действительно, мы наблюдали сезонный рост спроса. Но, по сути, это восстановление тех параметров, которые снижались раньше.

Впрочем, чтобы сблизить курсы, в ближайшее время МАРТ и Нацбанк намерены заключить соглашение по обмену информацией.

Почему цены на молоко выросли вдвое больше, чем инфляция?

Молоко дорожало без оглядки

После реформирования МАРТ на поверхность вышел ряд накопившихся за последние десятилетия проблем. Например, недостаточно эффективная ценовая и тарифная политика. Так, у нас до сих пор нет «тарифной тетради» даже на ближайшие несколько лет. А это мешает предприятиям строить свои экономические планы с большой долей уверенности в завтрашнем дне, а инвесторам – просчитывать свои возможности. Одна из причин такого явления – отсутствие системы обоснованных экономических расчетов по установлению тарифов и цен как монополистами, так и компаниями-доминантами. В результате, по словам Владимира Колтовича, «бывает порой сложно проанализировать рост цен на те или иные товары и понять — оправдан он или нет»:

— Он обеспечивается лишь грамотностью тех лиц, что готовят аналитические материалы. А вообще, должны быть четкие и прозрачные методики. Например, мы в прошлом году оценили рост по молоку в 9,2 процента. Провели расследование, направили запросы в облисполкомы, но ни один не представил экономического обоснования установления цен на молочку. Так что мы включили все предприятия, входящие в облмясомолпромы, в группу лиц, занимающую доминирующее положение на рынке. Мы рассмотрим вопрос заключения обязательных соглашений по ценовому регулированию доминант в соответствии с законодательством. Скорее всего, предложим повышать им цены на уровень инфляции. А тем, кто захочет большего, придется доказывать такую необходимость.

НИИ обоснует

Более того, ценовые параметры должны быть разработаны для каждой отрасли. Пример того, как это может быть, должен заработать до июля в системе Минздрава. Речь идет о референтном ценообразовании. Под него создается инструкция, где прописано экономическое обоснование той или иной цифры в стоимости. Подобные методики, к слову, уже есть в России и Казахстане, странах — наших партнерах по ЕАЭС.

И если в случае с проектом Минздрава у МАРТ есть силы и время заниматься нововведениями, то охватить все отрасли одному МАРТ сложно. Поэтому министерство предлагает в перспективе создать научно-исследовательский институт тарифной политики и цен при своем ведомстве. Пока же эту работу, по мнению министра антимонопольного регулирования и торговли, следует проводить совместно с Госкомитетом по науке и технологиям и профильными министерствами:

— Мы такую работу уже сделали — подготовили вместе с ГКНТ и БГУ методику по установлению минимальных цен на алкоголь.

Будем надеяться, что в скором времени станет доподлинно известно, откуда берутся именно такие цифры в чеке, и от сомнений в честности производителей и продавцов не останется и следа.

ВАШЕ МНЕНИЕ?

Василий МАТЮШЕВСКИЙ, первый заместитель Премьер-министра:

— В условиях трансграничности рынков вопрос конкурентоспособности наших предприятий и товаров стоит особенно остро. Необходимо научить наши предприятия конкурировать, а не использовать административный ресурс министерств или исполкомов. Ведь наличие барьеров, в том числе административных, отражается на конечной цене для потребителя и в совокупности создает дополнительное давление на инфляцию.

Местный и ведомственный протекционизм, директивное ограничение конкуренции, принятие государственными органами неконкретных решений должны быть искоренены. Причем желательно как можно быстрее. Здоровая конкуренция повышает эффективность экономики, обеспечивает установление оптимальных цен как для производителя, так и для потребителя. Выше конкуренции могут стать только интересы национальной безопасности. Поэтому корректировка, к примеру, закона о естественных монополиях одновременно с оптимизацией сфер их деятельности должна повысить эффективность методов ценового госрегулирования.

Необходимо выстроить прозрачный механизм работы с монополистами и организациями, занимающими доминирующее положение на рынке. Это возможно только при наличии понятных, научно обоснованных методик формирования цен и тарифов.

Виктор МАРГЕЛОВ, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

— Безусловно, с нашими монополистами нужно поступать достаточно жестко. Если ты монополист, у тебя не должно быть возможности нажиться на других. Должен быть ограниченный уровень рентабельности, уровень зарплат и других расходов, потому что они работают в целом на народ. И, как правило, отказаться от их услуг мы не можем — в некотором роде они навязаны. Поэтому получать сумасшедшие зарплаты или иметь высокую рентабельность и повышать цены только потому, что давно не повышали, — этого не должно быть.

Но есть и другие проблемы. Например, сейчас цены на сахар у нас в стране ограничены. Хотя мы участники ЕАЭС, у нас есть договоренности с партнерами, что мы ведем согласованную политику и имеем общий рынок. Но под предлогом угрозы национальной безопасности, по сути, МАРТ заблокировал поставки российского сахара. Хотя прежде цены на сладкий продукт внутри страны значительно упали, наши производители на 15—20 процентов урезали свои аппетиты. Самое интересное, что значительно увеличилась реализация сахара. После того как МАРТ ввел ограничения, заводы «открутили» цены назад, продажи упали, и российский товар перестал поступать сюда. Вопрос: после таких действий стоит ли нам ожидать ответных мер с российской стороны? Раз мы уже следуем рыночным тенденциям – давайте конкурировать. Почему никто не задается вопросом:

как так, что цены у всех четырех наших производителей одинаковы? В то же время поступает информация, что они по демпинговым ценам в Россию сбрасывают товар — еще дешевле, чем россияне продают. Нам нужно определиться с позицией на ценообразование по всем вопросам. Здесь важны принципы.