Качество с подтвержденной репутацией

Замечания, которые то и дело возникают у Роспотреб- и сельхознадзора к нашим продуктам, у нас негласно окрестили «мясными» и «молочными войнами». Ведь сообщения о том, что соседи приостановили поставки с того или иного предприятия из-за обнаруженных лишних и запрещенных компонентов в товаре, приходят с удручающей периодичностью не первый год.

Вот свежий пример. Россельхознадзор грозится запретить поставки с шести наших заводов — «Санта Бремор», «Бабушкиной крынки», Брестского мясокомбината, Щучинского маслосырзавода, «Здравушки-Милк», Молодечненского молочного комбината. Соседи разводят руками, мол, по-прежнему к ним систематически поступает животноводческая продукция с нарушением ветеринарно-санитарных требований и норм ЕАЭС. Ранее в Россельхознадзоре напомнили, что могут и вовсе, что называется, закрыть свои двери для нашей молочки. Впрочем, после детальных расследований, как правило, подобное «наступление» удается «отбить». Но потери-то остаются — финансовые и имиджевые. Как их избежать, пытаются решить на самых разных уровнях.

Например, четыре месяца назад под эгидой Евразийского агентства международного сотрудничества стартовала рассчитанная на 10 лет Белорусско-российская программа мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов. Зачем она нужна, если весь наш экспорт и так уходит с сертификатами и декларациями? Дело в том, что нашим документам, а также наличию мировых систем менеджмента качества на производствах соседи, чего таить, не очень доверяют, предпочитая проводить контрольные закупки и проверки у себя. Производителям остается только рассчитывать на порядочность тамошних специалистов и лабораторий, а также на ответственность партнеров, которые должны вовремя доставить и суметь сохранить товар. И надеяться, что на полке под видом фирменного творога или колбасы не окажется сделанный непонятно где и как продукт. А ведь это действительно проблема, убежден генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества, член Российско-белорусского делового совета Александр Ольшевский.

В качестве примера он привел данные Сибирского федерального центра оздоровительного питания, входящего в одну из самых авторитетных российских систем добровольной сертификации пищевых продуктов «Здоровое питание — здоровье нации». Так вот результаты экспертиз товаров российского производства и привезенных из третьих стран (не входящих в ЕАЭС. — Прим. авт.) за последние 1,5 года впечатляют и ужасают одновременно. Судите сами: около 60% продуктов в розничной торговле соседей — суррогат, фальсификат или просто некачественные. Подделано практически 70% исследованной молочки, в том числе 45% молока, более 90% сливочного масла и сыров. Чаще всего натуральное сырье заменяют смесями из пальмового масла.

Дальше — больше. Самые популярные колбасные изделия, преимущественно с пометкой «Сделано по ГОСТу», из мяса состояли на 10—50% и вообще не соответствовали требованиям. Примерно так же обстоят дела и с мясными полуфабрикатами, а готовые салаты из отделов кулинарии и вовсе опасны для здоровья. В 40% случаев мясо птицы было несвежим или с сальмонеллой в «подарок». В весе рыбы до 20% приходится на глазурь. Кстати, большая часть мяса и рыбы на российском рынке — перемороженные, но продаются как охлажденные. В них меньше полезных веществ, соответственно, и цена должна быть ниже. Как и на яблоки, где витаминов на 90% меньше нормы, и на овощи, выращенные по ускоренной технологии и не содержащие минералов, необходимых для организма. Вопросы есть даже к продуктам, которые идут на нужды госзакупок — в школы, больницы, силовые структуры. Так, например, в нескольких регионах России фальсификат в школьном питании достигает 90%, да еще и приобретается он по ценам элитных магазинов.

Так что российских контролеров, которые не устают «запрещать и приостанавливать», можно понять. И принять, что наши продукты отнюдь не главная мишень претензий к качеству со стороны россиян. И те замечания, которые озвучиваются, далеко не самые серьезные и опасные, обращает внимание Ольшевский. Хотя и признает: все равно это неприятно ни для производителей, ни для их партнеров — дилеров, оптовиков, сетевиков… Убеждать в своей невиновности эксперт предлагает с помощью заключений лабораторий программы «Здоровое питание — здоровье нации». Они есть по всей России и аккредитованы дополнительно на оценку медико-биологической и пищевой ценности и полезности продуктов всех видов и сырья. Так, нескольким производителям картофеля, плодоовощных консервов, кондитерских изделий, сыров удалось обосновать высокую — на фоне конкурентов — стоимость продуктов.

По сути, это еще одна дополнительная бумажка, которой, впрочем, доверяют российские проверяющие, суды, милиция и особенно торговые партнеры. Ведь если продукцию задерживают, страдает в основном репутация оптовика, и в первую очередь он несет денежные потери. Неудивительно, что в 55% случаев проверки проводятся по инициативе российских покупателей, иногда — по обоюдному желанию. Хотя, конечно, лучше, если активную позицию занимает производитель, ведь тогда образцы берут непосредственно у него, а не с соседских полок. В целом пока продукция всего около четырех десятков предприятий проходит доппроверку. Наши производители не спешат тратиться. Да и, чего греха таить, порой опасаются, что результаты окажутся хуже, чем ожидали, — а есть и такие факты, делится наблюдениями Ольшевский.

— Замечено: возникающие претензии к качеству стали настоящим подарком для некоторых недостаточно современных и рыночно активных предприятий. Более того, стали даже универсальной отговоркой, которая позволяет обосновать невыполнение плана по экспорту, списать и собственные маркетинговые просчеты, и недостатки работы коммерческой службы. Получив серьезные претензии к качеству, потери на российском рынке, определенный процент предприятий вовсе не стремится исправить ситуацию, опасается внешних независимых исследований, не идет на контакт. Им проще переориентироваться на не самые платежеспособные рынки вроде Украины и Молдовы, — вспоминает гендиректор Евразийского агентства международного сотрудничества.

Он просит не забывать: за реакцией обвиненных пристально наблюдают россияне. Их настораживает безропотное принятие ситуации и неготовность стоять за себя. Такой партнер в их глазах выглядит рисковым. Настороженно относятся они и к тем, кто не пытается бороться с фальсификатом. Увы, сейчас практически отсутствуют запросы на пресечение и поиск подделок, иски к фальсификаторам или их реализаторам, озвучивает положение дел эксперт. Тем самым наши продукты становятся идеальной мишенью для «надувателей» не только из России, но также из Казахстана и Армении.

Смирение отчасти объясняется тем, что далеко не все производители выработали механизмы защиты своего имени. Многие по-прежнему предпочитают не распылять деньги на это, а вкладываться в производство. Ведь судебные тяжбы означают весомые затраты на доказательную базу, услуги квалифицированных юристов, командировки, растянутые на долгие месяцы. Да и каков в итоге будет результат, никто не гарантирует. И все же эксперты призывают производителей не уповать на волю случая, заступничество министерств или чиновников, а самим выкладываться для продвижения своей продукции и защиты уже завоеванной доли рынка. Как показывает практика, бренд «Сделано в Беларуси» нуждается в поддержке и защите. 

С миру на полку

Так сложилось, что импортные вещи мы априори считаем лучше наших. Мол, и дизайн у них современный, и качество ого-го, и служить будут долго — этому стереотипу, основанному на доверии к привозному, не один год. Но практика показывает: если разобраться, далеко не всегда все гладко.

Поэтому в первую очередь для защиты нашего с вами здоровья и принимаются многочисленные документы, чтобы поставить заслон привозным товарам сомнительного качества и состава. Скептики в этом месте возразят: так незамысловато чиновники пытаются повысить интерес покупателей к тому, что производят в стране. Эксперты же считают: покупатели сами выберут, что им по душе, чай немаленькие, только прежде задача специалистов — отсеять сомнительные обновки. Мировой опыт, на минуточку.

 Взять хотя бы прошлогодний Указ № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов», которого как огня боялись индивидуальные предприниматели. Еще бы: за ввоз продукции ненадлежащего качества торговцам грозит серьезный штраф. Кстати, документ был принят для обеспечения соблюдения требований технических регламентов ТС и ЕАЭС, повышал эффективность надзора за безопасностью и качеством ввозимой продукции. И не зря.

Так, в январе — июне нынешнего года за нарушение требований Указа № 48 торгинспекция Минторга составила более 230 протоколов. Свое слово сказали и судьи — выписали штрафов примерно на 2 млрд неденоминированных рублей, озвучил цифры начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Минторга Валерьян Беспалый. Он добавил: чтобы держать общественность в курсе, начиная с третьего квартала прошлого года на сайте ведомства размещается реестр юридических и физических лиц, импортирующих в страну опасную продукцию, и опасной продукции, запрещенной к ввозу или обращению у нас. Сформирован он исходя из рекомендаций Минздрава и Госстандарта и обновляется раз в три месяца.

Сегодня в нем значатся 277 физических и юридических лиц-нарушителей, в том числе предприниматели средней руки, импортеры, крупные торговые сети. Среди пяти сотен товаров, попавших в черный список, не только продукция легпрома, но и детские игрушки, качели, погремушки, велосипеды, обувь и одежда для дошкольников и начинающих школяров, учебные принадлежности, посуда, книги, мебель и другие предметы интерьера, косметика, пиротехника и так далее. В отдельный список выделены продукты. Среди них, например, приправы, консервы, чай, еда быстрого приготовления, соки, БАДы… Согласно документам плохие товары произведены в Китае, Польше, Украине, Турции, Италии, России и других странах.

Примечательно, что здесь же, на сайте Минторга, есть и другой список — информация о приостановлении работы магазинов и общепита. Из него видно, где расположен нарушитель, за что его временно прикрыли и на сколько. Как и водится, самые распространенные нарушения — несоблюдение или отсутствие ассортиментного перечня и просрочка. Отправной точкой в списке выбрано 1 июля нынешнего года. За это время контролеры сделали замечания трем десяткам нарушителей. Те, кто внимательно следит за работой торгинспекции, может удивиться: всего-то? Валерьян Беспалый поясняет: после трех лет работы существенно скорректированы подходы при проверках. И теперь, чтобы получить «желтую карточку», надо иметь самые грубые недочеты — всего их девять. К слову, игры с ценами и просрочка в эту категорию не входят, идут как бы за скобками и однозначно становятся поводом для тайм-аута. Все замечания имеют свое балльное выражение в зависимости от тяжести проступков и их последствий. В конце оценки суммируются. Предусмотрено и обязательное применение понижающих коэффициентов, в том числе в зависимости от площади магазина или кафе, места его нахождения. Проще стало и открываться после устранения огрехов.

— Как итог — на 35—40 процентов сократилось количество решений о приостановке работы торговли и общепита, — обращает внимание Беспалый.

Он подчеркивает: за три года заметно снизилось число грубых нарушений, улучшается качество обслуживания, уменьшается количество жалоб со стороны покупателей и посетителей кафе. Так, несоблюдение ассортиментных перечней выявляется в 64 процентах случаев, тогда как раньше это было повсеместным явлением. Реже и не в таких объемах стали находить просрочку.

— Вместе с тем нарушения законодательства по-прежнему имеют место в большинстве объектов, что требует дополнительных мер в первую очередь со стороны органов управления на местах, хотя портфели этих нарушений становятся все менее тяжелыми — и по суммам, и по количеству. Почему я уделил внимание участию местных властей? Иногда получается так, что про ассортиментный перечень субъект хозяйствования не знает, не слышал, что он должен быть и как разрабатывается, — пояснил начальник торгинспекции.

 При этом специалисты главным своим успехом считают то, что работники отрасли поняли: все, что написано в законах, должно соблюдаться. С покупателями шутки плохи. 

Мария ДРУК,

газета "Республика"