К чему может привести антиалкогольная кампания в России

Как нам пить дальше

Конец 2009 года можно смело назвать началом массовой борьбы с алкоголизмом. Кампанию возглавляет лично президент Дмитрий Медведев. Атак не избежал ни один вид спиртного. Не выйдет без потерь из этой войны и покупатель — за нетрезвый образ жизни ему придется платить существенно больше. Или довольствоваться суррогатами и собственноручно изготовленными напитками, сообщает Известия.

В августе в Сочи президент Дмитрий Медведев объявил о начале антиалкогольной кампании. В нее тут же включились чиновники и депутаты со своими инициативами. Как это ни странно, они стали бороться за трезвость на территории цивилизованного рынка. Но легально произведенный алкоголь, будь то слабоалкогольные коктейли, пиво или водка, и без того все меньше и меньше пользуется спросом у покупателей.

В начале октября компания «ОСТ-Аква», входящая в группу «ОСТ», объявила о своем банкротстве, так как задолжала бюджету 624,2 млн рублей. Рассчитаться компания собирается, продав одно из своих подразделений — производство безалкогольных напитков.

А вот второе направление бизнеса — выпуск слабоалкогольных коктейлей — скорее всего, будет закрыто. Как объясняет гендиректор группы «ОСТ» Алексей Мустяца, из-за акцизной политики это производство стало малопривлекательным.

Разлить поменьше

Но акцизы — не самое страшное, что будет мешать работе производителей слабоалкогольных напитков (ready to drink, RTD). Минфин в своих предложениях на будущий год собирается повысить акциз на коктейли незначительно — в следующем году ставка может вырасти до 158 рублей (сейчас 121 рубль за литр безводного спирта). Гораздо больше неприятностей принесет с собой новый технический регламент на алкогольную продукцию, который отрасль должна увидеть уже 1 декабря. По нему крепость RTD не должна превышать 7 %, и разливаться они должны в банки емкостью 0,33 литра. Сейчас крепость большинства коктейлей составляет 9 % спирта от объема готовой продукции. В первой половине этого года, как подсчитали в компании «Бизнес Аналитика», 64 % всех RTD разливались в банки по 0,5 литра, а в тару по 0,33 литра — только 22 %.

Представители отрасли поспешили сообщить, что им и так несладко жилось в последнее время. Из-за резкого повышения акциза на их продукцию в 2007 году (тогда он подскочил в два раза — с 83 рублей до 162 рублей) объемы продаж у компаний и так упали. Если в 2004 году россияне выпили 470 млн литров слабоалкогольных коктейлей, то в прошлом году всего около 413 млн литров.

Положения нового техрегламента приведут к дальнейшему сокращению объемов продаж из-за роста цен на напитки. Как объясняют в Национальной ассоциации слабого алкоголя, снизить содержание этилового спирта в напитках, не затронув вкусовые свойства продукта, не получится, а значит, необходимо будет разрабатывать новые рецептуры. Соответственно, за изменения в технологиях будет платить покупатель. Он же заплатит за повальный переход отрасли на новую упаковку. По оценкам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), коктейль, разлитый в банки по 0,33 литра, будет продаваться на 10 % дороже, чем в такой же таре он стоит сейчас.

Взять побольше

Нововведения в производстве слабоалкогольных напитков этими мерами пока и ограничиваются. Гораздо больше в последнее время прозвучало предложений по ужесточению и контролю в пивоваренной отрасли. Самым страшным жупелом стало возможное троекратное повышение акцизов с нынешних 3 до 9 рублей за литр в следующем году.

Если это предложение будет одобрено депутатами, то пивоваренную отрасль ждет падение производства. Но пивовары, так же, как и производители коктейлей, апеллируют к объективному снижению потребления пива. В первом полугодии этого года, по оценкам Carlsberg Group, россияне выпили пива на 9 % меньше, чем в начале прошлого года.

По мнению участников рынка, рост акциза не улучшит ситуацию с трезвостью. «Это неизбежно приведет к росту потребления крепкого алкоголя, в том числе водки и усугубит проблему злоупотребления алкоголем в российском обществе», — говорит президент ПК «Балтика» Антон Артемьев.

Но не только акциз может осложнить жизнь пивоваров. Депутаты успели предложить запретить продажи пива в киосках, а затем задумались над тем, что было бы неплохо приравнять пиво к водке. Это значит, что производство пива должно лицензироваться, его реклама на ТВ будет запрещена и т.п. Их первое предложение уже поддержали в кабинете министров. Второе пока под вопросом.

В свою очередь, пивовары напомнили, что в производстве пива не используется этиловый спирт, а значит, ставить пиво и крепкое спиртное в один ряд, мягко говоря, некорректно. Кроме того, они уверены, что депутаты не просчитали всех социально-экономических последствий своей инициативы. Для потребителя принятие подобного закона грозит повышением цен на пиво. «На фоне ценового выравнивания стоимости суррогатного алкоголя и пива произойдет резкий всплеск потребления нелегальной алкогольной продукции», — отметили в Союзе российских пивоваров.

Забить покрепче

Похоже, пивоваров пока не слышат в Госдуме и правительстве и предлагают другие меры по борьбе с пьянством, которые вряд ли помогут победить нелегалов. Председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов считает, что алкогольную продукцию надо исключить из ассортимента продовольственных магазинов: «Выпивку в торговле нужно отделить от прочих товаров. Тогда у тех, кто пришел в магазин только за хлебом, не будет соблазна прикупить еще и бутылку». Подобное предложение прозвучало и от московских властей, которые считают, что продавать алкоголь нужно в специализированных торговых точках. А в Госдуме добавили к этим соображениям еще одно — надо ограничить продажи спиртного по времени.

Однажды на территории современной России водку уже продавали в строго отведенные часы. Но, как напоминают представители алкогольной отрасли, это никак не повлияло на сокращение потребления алкоголя. Те, кто не успевал в назначенные часы в магазин, довольствовался спиртным непромышленного производства. Вряд ли в этот раз будет по-другому. «Работая на рынках 55 стран мира, мы хорошо знакомы с международным опытом регулирования оборота алкоголя, — рассказывает председатель совета директоров "Nemiroff Холдинг" Александр Глусь. — Все что касается культуры потребления алкоголя запретами отрегулировать невозможно. Успешных запретов, будь то продаж или потребления, мы не видели».

Производители крепкого алкоголя считают, что излишнюю страсть к спиртному можно победить, сокращая нелегальный рынок. Они предлагали правительству установить минимальную розничную цену на водку. «Минимальная цена — очень знаковый инструмент регулятивной политики государства. Когда контролер приходит в магазин, он должен четко понимать, где у него легальная продукция, а где – нет. Минимальная цена – это индикатор», — считает Александр Глусь.

Но чтобы заняться разработкой минимальной цены, необходимо изменить акцизную систему. Водочники говорят о необходимости установить единую ставку акциза на все спиртное в 100 рублей, но Минфин не торопится одобрять это предложение и продолжает повышать размеры ставок диверсифицированного акциза. «Если сосчитать все затраты производителей, то с 1 января 2010 года минимальная цена может быть 100 рублей, — объясняет глава ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Но у нас сегодня на рынке водки в 185 млн дал дешевле 100 рублей продается минимум 140 млн дал водки».

Эксперты подтверждают данные ЦИФРРА. По словам генерального директора компании «Бизнес Аналитика» Андрея Стерлина, в 2009 году заметно выросла доля самой дешевой водки (так называемый базовый сегмент), продающейся в рознице в среднем примерно по 60-65 рублей за пол-литровую бутылку. Низкая платежеспособность станет одной из причин падения на рынке водки в этом году. По словам Андрея Стерлина, к концу года в натуральном выражении водочный рынок сократится на 7 %, а в денежном — на 3 %.

Как скоро любители выпить смогут отдать свои деньги за более дорогую водку, неизвестно. А потому, по мнению экспертов отрасли, установка минимальной цены на водку — вопрос туманного будущего: «Правительство не будет загонять себя в угол минимальной водочной ценой, проще нелегальный алкоголь не замечать».