Экспортная ниша на молочном рынке

Глава государства, посещая Туровский молочный комбинат, поручил проанализировать работу перерабатывающих предприятий по трем критериям: цены на сырье, отчисления в бюджет и зарплаты. Такое пристальное внимание неспроста – переработка молока по рентабельности вполне сравнима с нефтяным бизнесом. Шутка ли, страна входит в пятерку мировых экспортеров наравне с Новой Зеландией, Австралией, странами Евросоюза и США, нашу молочку знают в 55 странах, сообщает sb.by.

Туровский молочный комбинат — молодое, успешное предприятие, которое перерабатывает 400 тонн молока в сутки и поставляет продукцию в 12 стран. Недавно запущена вторая очередь производства, позволяющая увеличить переработку до 750 тонн в сутки. Но если комбинат без натяжки можно назвать примером грамотного менеджмента и успешного продвижения своей продукции на внешних рынках, то как дела на остальных предприятиях отрасли, чем вообще дышит наша переработка и каковы перспективы?



Согласно Программе развития аграрного бизнеса до 2020 года, отрасль должна произвести 9,2 миллиона тонн молока, переработать 8,1 миллиона тонн. Мощности наших предприятий позволяют сделать это уже сейчас. В системе Минсельхозпрода 40 молочных комбинатов, которые деньги на практически непрерывную модернизацию ищут и находят не в бюджете или банках, а преимущественно в кошельках зарубежных оптовиков и покупателей. Ведь что нужно для продвижения продукции на внешние рынки? То, что и делается предприятиями сегодня, – диверсификация производства. Сейчас правом экспорта продукции в Евросоюз обладают 8 предприятий, 17 сертифицированы по стандарту «халяль», три – аттестованы на выпуск кошерной продукции. 36 молокоперерабатывающих организаций могут поставлять свой продукт на китайский рынок.

Поставлять есть что: за прошлый год переработано 6,361 миллиона тонн молока, произведено добавленной продукции на более чем 6,4 миллиарда рублей. Чистая прибыль в молочной промышленности превысила 404 миллиона рублей, а рентабельность продаж — 11,7 процента. И неудивительно, ассортимент таков, что глаза разбегаются. Вдумайтесь, полторы тысячи наименований: более 700 видов разнообразной цельномолочной продукции, около 330 – сыров, даже, казалось бы, банального сливочного масла более 30 наименований.

В первом квартале переработано 1,5 миллиона тонн молока, стоимость полученной товарной продукции оценивается в 1,5 миллиарда рублей. На вопрос, за счет чего растем и получаем прибыль, если многие комбинаты постройки еще советских времен, начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок отвечает так:

— Более 30—40 процентов выручки предприятия вкладывают в модернизацию. К примеру, Верхнедвинский молочный комбинат увеличил мощности со 180 до 240 тонн в сутки. Реконструкция идет на Беловежском, Барановичском, Рогачевском, Кобринском, Светлогорском филиале Калинковичского молочного комбината и других предприятиях.

Сегодня отрасль практически полностью модернизирована. Причем внедряются все более новые и рациональные направления переработки. Например, сгущение и сушка, что и позволяет изготавливать продукт с высокой добавленной стоимостью. Так, в 2017 году цеха по производству сухих молочных продуктов и сухой сыворотки появились на Глубокском молочно-консервном комбинате, сухого обезжиренного молока — на Березовском сыродельном комбинате, Кобринском маслосыродельном заводе, ОАО «Здравушка-милк».

Что еще нового? Как говорится, замучаешься перечислять. Современные технологические линии по выпуску ультрапастеризованного молока установлены на Минском молочном заводе № 1, ОАО «Молочный мир» и ОАО «Здравушка-милк», глазированных сырков — на Молодечненском молочном комбинате, творога — на ОАО «Молочные горки». Автоматическая установка микрофильтрации рассола появилась на Кобринском маслосырзаводе, нанофильтрации и обратного осмоса — на Верхнедвинском маслосырзаводе. Слуцкий сыродельный комбинат оснастили диализной установкой для сыворотки, ОАО «Бабушкина крынка» — оборудованием для переработки творожной сыворотки.

Оршанский молочный комбинат уже в этом году реализует два инвестпроекта. Устанавливает новую линию по розливу молока с увеличенными сроками хранения. «Удлиненные сроки хранения обусловлены тем, что проект реализуется под китайский рынок. Договоренности о поставках с партнерами из Поднебесной сейчас ведутся», — пояснили на комбинате. Еще один значимый проект — расширение творожного производства. К чему перечисляю подробности модернизации оршанских переработчиков? Старейшее предприятие, основанное в 1939 году, продало продукции в Россию, Германию и Польшу на 17,1 миллиона долларов. Причем брендированной: под торговой маркой «Дедушкин горлачик» — молоко и молочную продукцию, а «Знатный сыродел» — большой ассортимент сыров.

И это только часть предприятий. Но главное — эффективность, чего и требует Глава государства. Молочные комбинаты, конечно, не жируют, но прибыль получают стабильно. Опять-таки пару примеров. О росте прибыли в 2,5 раза – до 13 миллионов рублей — отчиталась «Милкавита», которая объединяет переработку молока в Гомеле, Речице и Хойниках. Чистая прибыль «Савушкина продукта» выросла в 9,5 раза —  до 84,5 миллиона рублей, что позволяет предприятию оставаться крупнейшим игроком на нашем молочном рынке.

Но и более мелкие по объемам переработки комбинаты не уступают. Директор Клецкого филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Николай Рубаник:

— В прошлом году до 80 процентов продукции пошло на экспорт. Выручка от зарубежных продаж — 45,3 миллиона долларов, что на 2,1 миллиона больше уровня предыдущего года, их рентабельность — 17,4 процента. Но успех в зарубежных поставках возможен только при непременном условии — внедрение новых линий и технологий. Если год-два не будешь модернизироваться, придумывать и применять что-то новое, идя за потребностями рынка и требованиями по качеству, – пиши пропало».

За последние пять лет предприятия переработки во всех областях были объединены в холдинги. Поэтому вряд ли можно говорить о разной эффективности «маленьких» и крупных комбинатов. Важно, что каждое в своем районе дает рабочие места. И без глубокого анализа понятно: больше выручки и прибыли — выше отчисления в бюджеты и, соответственно, зарплаты работников.

Молочные комбинаты конкурируют между собой и на внутреннем рынке. Даже несмотря на то, что жестко установленных сырьевых зон как таковых уже нет. В регионах нет и единой закупочной цены на молоко, каждый переработчик вправе ее устанавливать самостоятельно. В этом смысл конкуренции в борьбе за производителя молока-сырья. Например, Клецкий филиал за килограмм его высшего сорта платит 0,49 копейки, «экстры» — 0,62. А самые высокие закупочные цены в Гомельской области: за тонну «экстры» — 703,3 рубля, за высший — почти на 100 рублей меньше.

Да, местные власти уже не заставляют реализовывать продукцию конкретному перерабатывающему предприятию, но требуют выполнения долгосрочных обязательств. Об этом неплохо бы помнить всем хозяйствам, а не искать временную выгоду. И поспевать за стремительным ритмом жизни, когда то, что еще вчера казалось новинкой, сегодня уже безнадежно устарело.