Экскурс в историю: КРС в Древнем мире

Два миллиона лет назад новой целью для человека-охотника, наравне с мамонтом и шерстистым носорогом, стали туры. Это были крупные и выносливые звери с рогами вилообразной формы, покрытые бурой или коричневой шерстью. Судя по скелетам туров, найденным археологами во Франции, самец тура весил около 800—1000 кг, при росте около 1.60 см в холке и длине тела, доходившей до 3 м. Рога у самцов тянулись вверх на 62-120 см, в то время как у самок их величина не превышала 42-70 см, сообщает milknews.ru.


 
Их родиной был, предположительно, полуостров Индостан. Со временем ареал обитания туров постепенно расширялся, охватив собой всю Азию и Ближний Восток, пока в период между 780 и 250 тыс. лет назад дикие быки не расселились на всей территории Европы. Местами их обитания становились болотистые или заросшие лесом территории.
 
Европейские неандертальцы быстро поняли, сколько возможностей предоставляет для них новая дичь. В ходе археологических раскопок были найдены многочисленные  следы охотничьей деятельности древних людей, в том числе изображения туров в желтоватых и черных оттенках.
 
Известно, что первобытная охота носила большей частью загонный характер: стадо туров поднимали криком и шумом и, загнав животных в болото или другой естественный капкан, убивали. Огромные туши использовались не только в кулинарных целях. Тур отдавал свою кожу, из которой шилась прочная одежда и обувь, кости, которые служили для создания таких примитивных инструментов как ножи, иголки, шильца, гарпуны или крючки для рыбы.
 
Одомашнивание туров произошло, по-видимому, около 12 тыс. лет до н. э. на Ближнем Востоке. В качестве места, где это случилось, с уверенностью называют стоянку Мехрар, на территории нынешнего Пакистана, где найдены остатки сооружений, использовавшиеся для хранения силоса. Начавшись здесь, культура скотоводства начинает быстро распространяться на Восток и на Запад, где сохранившиеся фрески  демонстрируют нам характерные сцены пахоты на быках.
 
Торговые связи между Египтом и Месопотамией существовали с незапамятных времен. Поэтому принято считать, что домашние быки и коровы были доставлены в Египет вскоре после того, как их начали активно разводить в междуречье Тигра и Евфрата.


 
Сейчас нельзя с точностью сказать, произошло ли смешение «азиатов» с местными, африканскими породами, но судя по изображениям и надписям, здесь различали как минимум, четыре породы быков. Наиболее часто в хозяйстве использовались «негу» — крупные животные с лирообразными рогами, «унду» — небольшие, крепкие, c рогами, торчащими вертикально вверх, быки безрогие и наконец — горбатые. Как и в более позднее время, все они использовались в первую очередь для пахоты, обмолота (в египетском варианте, чтобы выбить из колосьев зерна, по ним гнали быков), и наконец — как вьючные животные, для переноски тяжестей. Ценилось также коровье молоко. Сливочное масло и сыр в Египте считались деликатесами, которые подавали исключительно на стол фараонов и знатных вельмож.
 
Известно, что животных метили, делая зарубки на рогах, или выжигая каленым железом тавро. Египтяне предпочитали держать своих быков на вольном выпасе, впрочем, существовали и стационарные стойла, где животных кормили специально скошенным для этого сеном. Когда бык нагуливал достаточно жира, и был уже достаточно стар для полевых работ, его пускали под нож. Кроме мяса, египтяне ели также внутренности животных, для ремесленного производства использовалась бычья кожа, рог, жир.
 
Бычьи стада уже в Древней Греции были показателем богатства и престижа своего владельца. Как и многие соседние народы, греки использовали быков как своеобразную «денежную» меру. Гомер упоминает о бычьем стаде, принадлежавшем Одиссею, и говорит о рабыне, за которую заплачено было быками. Также в «Одиссее» мы находим характерную зарисовку — быка забивают, и, насадив куски мяса на прутья, жарят на огне. Можно с уверенностью сказать, что говядина высоко ценилась, так как использовалась в качестве блюда для пиров.


 
Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни» советует:
 
Быков же
Девятилетних себе покупай ты, вполне возмужалых:
Сила таких немала, и всего они лучше в работе.
Драться друг с другом не станут они в борозде, не сломают
Плуга тебе, и в работе твоей перерыва не будет.
 
О том, насколько важно было разведение быков и коров для Древнего Рима, можно судить по тому, что при завоевании Карфагена было приказано отыскать и отправить в столицу один фолиант. Это был ценный 28-томный труд карфагенянина Магона (ок. III—II вв. до н.э.), посвященный вопросам разведения крупного рогатого скота. Единственный экземпляр, найденный в городе, был немедленно отправлен в Рим. Основываясь на нем, писали свои сельскохозяйственные труды римские ученые и мыслители, отводившие в них немало места быкам и коровам. Вергилий в поэме «Георгики», посвященной сельскому хозяйству, также специально останавливается на вопросах разведения, содержания и использования быков и коров.
 
Известно, что в римское время древняя традиция продолжала сохраняться: бык оставался в первую очередь производителем и тягловой силой, корову доили — хотя, надо сказать, хороших молочных пород римляне еще не знали.
 
В первые века римской республики запрещалось забивать на мясо рабочих быков, позднее этот запрет был снят, однако зачастую под нож отправлялись старые, покалеченные или выбракованные из стада животные. Гален считал говядину чересчур жесткой и тяжелой для желудка. Впрочем, с таким мнением не соглашались гурманы. Например, Апиций, который считался знатоком, искушенным в выборе хороших блюд, в своей знаменитой поваренной книге предлагает блюдо из говядины с луком-пореем или айвой. Как и в более поздние времена, те, кто мог себе это позволить, предпочитал выбирать для своего стола не взрослых животных, а телят, чье мясо было намного более нежным и мягким.
 
Также быки и коровы у многих народов активно использовались как религиозные символы. Все знают об индийских священных коровах. В Древнем Египте в виде коровы выступала одна из самых почитаемых богинь — Хатхор, покровительница влюбленных и танцоров, богиня Бастет в образе коровы символически производила на свет самого фараона в образе Золотого Тельца.
 
Греко-римская религия во времена классической античности уже не включала в себя культов священных животных. Однако, согласно мифам, Зевс дважды воплощался в быка — ради того, чтобы таким образом сойтись со своей возлюбленной Ио подальше от глаз ревнивой жены, и ради того, чтобы похитить красавицу Европу. Бык считался одним из священных животных бога Посейдона. Кроме того, в античном мире быки, особенно белые, считались жертвой, особенно высоко ценимой богами.