Экс-мэр Толочина Александр Марейко в одиночку восстанавливает часовню

Александр Марейко — бывший мэр Толочина. Сейчас на пенсии. Мог бы спокойно отдыхать, заниматься внуками, рыбачить. Но почти каждый день он берет пилу, домкрат, лом, садится в «Ниву» и едет в деревню Реучье в 10 км от райцентра — на место бывшей усадьбы князей Хоментовских. От помещичьих владений сейчас тут ничего не осталось, кроме руин часовни-усыпальницы. Марейко намерен ее восстановить. А пока благоустраивает территорию вокруг — спиливает сгнившие деревья — ведь они могут упасть на часовню и еще больше повредить и без того разрушенный 215-летний памятник архитектуры.



Часть деревни Реучье, где находятся остатки усыпальницы, раньше называлась Халяпинка. Здесь находилось родовое имение князей Хоментовских. Теперь тут живет только один человек — нет даже дачников.

По деревне проезжаем легко: улицу недавно очистили от снега. Но дорогу к часовне «Нива» пробивает сама. В какой-то момент буксует. «Ничего, это зверь-машина, доедем!» — уверен Александр Марейко. И точно, через минуту подъезжаем к старой часовне.

Место, которое Хоментовские выбрали для захоронений представителей своего рода, — красивейшее. Высокий холм, с которого отлично видны окрестности. Неизвестно, что тут было два столетия назад, при князьях, но сейчас мы видим внизу безлюдную деревню, заснеженные хаты, утопающие в сугробах сады и петляющую речку Кривую.

От хрустальной тишины даже теряешься: разве так бывает? Чтобы ни звука вокруг?

На площадке возле часовни — огромные спиленные деревья. Кажется, тут трудилась целая бригада. Но бывший руководитель района повалил их в одиночку.



По образованию Марейко агроном, родом из Столинского района Брестской области. Однако судьба привела на Витебщину: около 20 лет отработал по специальности в Крулевщизне и Докшицах. Потом попал в Верхнедвинск, где был первым замом председателя райисполкома. В 2002 году возглавил Толочинский район. На этом посту пробыл 9 лет. Затем руководил маслоэкстракционным заводом в Витебске. Полтора года назад вышел на пенсию.

«Экологи разрешили спилить 8 аварийных лип»

— Начал пилить деревья в январе. Взялся за работу с благословения толочинского священника Александра Лазуко и настоятельницы местного Свято-Покровского женского монастыря матушки Анфисы, — рассказывает собеседник. — Вначале получили разрешение на удаление деревьев. Обратились от монастыря в местный сельсовет. Сюда приехали его председатель, экологи, специалисты по охране леса. Пришли к выводу, что 8 лип возле самой часовни — аварийные. Они в любой момент могли рухнуть на здание. Ну и, мало ли, на людей — посмотреть на усыпальницу иногда приезжают любители истории. Эти аварийные липы мне и разрешили убрать. Подальше растут крепкие деревья, их, конечно же, никто трогать не будет.

«Руководил районом — не восстановил часовню. Сейчас вот отдаю долг»

Бывая в служебных командировках или личных поездках за границей, Марейко обратил внимание, что старики в Европе облагораживают кладбища и различные исторические места.

— Утром поднимаются и идут наводить порядок. При этом смотрят не только за могилами родственников, а за всеми захоронениями. Будучи председателем райисполкома, хотел организовать что-то подобное с толочинскими стариками. Обратился к ним: «Давайте выделим для уборки местного кладбища хотя бы день. Соберемся и пойдем поработаем». Но дело, к сожалению, не пошло.

А вот выйдя на пенсию, Марейко решил попробовать вдохновить земляков личным примером:

— У нас же люди думают, что им кто-то что-то все время должен. Под этим «кто-то» подразумевают государство. Но что такое государство? Это же мы сами. Когда руководил районом, не благоустроил часовню Хоментовских. Хотя надо было. Теперь вот отдаю долг. Ничего удивительного в этом нет. Просто люди пока к такому не привыкли. Но я думаю, со временем все в сознании народа поменяется.

«Надгробия украли, чтобы продать»

На часовне хорошо видна надпись «1803 — 1822».

— Представляете, этому зданию уже 215 лет! — восхищается Марейко. — В часовенке были похоронены два представителя рода Хоментовских, а еще семь могил находились на улице. Из девяти захоронений одно было женским.

Но все захоронения уничтожили мародеры, искавшие ценности. Они подняли пол в часовне, вывернули могильные плиты и кресты, вскрыли гробницы.



— На данный момент сохранились три надгробия, — уточняет собеседник. — Два из них раньше находились в Свято-Покровском женском монастыре. Когда там начали капремонт, я с разрешения настоятельницы перевез их к себе — с условием, что когда наведу возле часовни порядок, установлю их тут. Это надгробия с могил Михаила Яковлевича и Петра Михайловича Хоментовских — с их фамилиями, званиями, датами рождения и смерти. Еще один памятник нашел здесь случайно, когда скашивал кустарник. Кто-то его сбросил вниз. Что на нем написано, не знаю: поднять тяжелое надгробие пока не смог.

В усыпальнице разграбили все, что могли. По словам Марейко, он даже знает, какая коммерческая фирма к этому причастна:

— Пригнали сюда трал, погрузили надмогильные плиты, потом сделали из них другие памятники и продали людям.

Марейко планирует убрать внутри часовни, восстановить ее саму и поставить памятники Хоментовским, которые были тут похоронены.

— Это уже на лето работа. В часовне были иконостас и купол. Купол, наверное, не поставлю. Но крышу, чтобы здание хотя бы законсервировать, сделать точно надо. Для этого хочу позвать земляков-столинцев — они строители. Думаю, приедут и зробяць. Намерен искать спонсоров. Надеюсь, в Толочине помогут и сырзавод, и консервный завод, и элеватор, и дорожники.

Справка

Хоментовские — известный дворянский род в ВКЛ, а затем в Могилевской губернии Российской империи. Один из тех, чья надгробная плита сохранилась, — генерал-майор Михаил Яковлевич Хоментовский. Родился в 1776 году, умер в 1846-м. Участник Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Состоял при главном штабе Михаила Кутузова. Еще одного князя — генерал-лейтенанта Петра Михайловича Хоментовского (родился в 1828 году) — император Александр II считал одним из самых способных офицеров. По указанию царя служил начальником интендантского управления Варшавского военного округа. Затем — в военном и морском министерствах в Санкт-Петербурге. Скончался в 1900 году, похоронен в родовой часовне. Последний Хоментовский нашел здесь покой в 1916 году. Позже захоронения разграбили.

Источник: новостные источники сети интернет