Что общего у Витебска и Сочи?

Долго играть в загадки и шарады мы в рамках этой публикации не собираемся.

И для ответа на поставленный в заголовке вопрос ненадолго перейдем на язык цифр. Итак, как известно абсолютно всем читателям нашего издания, в субтропическом городе Сочи на зимней Олимпиаде белорусские спортсмены завоевали пять золотых олимпийских наград.

А тем временем в февральской, отнюдь не заснеженной Москве проходила крупнейшая продовольственная выставка Европы «Продэкспо-2014». И вот там витебское ОАО «Молоко» завоевало… пять золотых медалей в рамках нескольких специализированных конкурсов. Предприятие тем самым продолжает делать уверенные шаги по развитию своего молодого, да раннего бренда «Віцебскае малако» не только в Беларуси, но и за ее пределами. Это что касается общности Витебска и Сочи, Беларуси и России. Ну а теперь попробуем на ваших глазах составить материал, который любопытно будет читать всем — от товароведов и мерчандайзеров до директоров и чиновников.

Откровенно говоря, самое сложное для этой статьи — не повториться, ибо про ОАО «Молоко» мы писали довольно много в прошлом году; есть также опасность сбиться на пустые хвалебные оды; наконец, всегда существует «шикарная перспектива» за деревьями не увидеть лес. То есть можно наговорить много слов и не суметь выразить ими одну, единственно важную мысль. Однако долго воду мы лить не намерены. Для молочной продукции это вредно.

НА РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ

Итак, витебское «Молоко» и его «беларускамоўны брэнд» и в самом деле были частыми гостями «Продукт.BY» в 2013 году. И поводы для публикаций попадались все время новые и по-своему любопытные. Напомню основные вехи этого яркого сов­местного пути.

В январе 2013 года компания получила золотую медаль Республиканского конкурса «Бренд года» в номинации «Региональный бренд». Многие тогда говорили о том, что предприятию будет непросто пройти испытание медными трубами. В общем, опасений хватало.

Однако дальнейшие события показали, что бренд «Віцебскае малако» — это не просто красивое словосочетание. За ним стоят профессиональные люди, серьезные цели и задачи. В том числе — переход на общебелорусский уровень от узкорегионального. В середине 2013 года руководство предприятия и маркетологи публично заявили о том, что бренд и сама компания становятся в связи с этим на новые рельсы. Это означало, в частности, активное участие в самых престижных республиканских и зарубежных профессиональных конкурсах.

Буквально за полгода ОАО «Молоко» заставило о себе говорить на самых разных уровнях. Летом семь медалей высшей пробы были завоеваны на престижном конкурсе качества продукции сыроделия и маслоделия в Угличе. Практически в то же время витебчане ярко выступили на Первом белорусском сырном фестивале.

Особого внимания заслуживает участие в потребительском конкурсе «Чемпион вкуса», совершенно не чужом нашему изданию. Мы много об этом писали в декабре 2013 года. И все же стоит еще раз сказать: по итогам данного форума, проводимого с апреля по декабрь на ведущих специализированных выставках страны, ОАО «Молоко» получило девять (!) Гран-при в самых разных номинациях. А в ноябре 2013-го витебское предприятие завоевало Кубок абсолютного лидера потребительских предпочтений № 1.

Это означало, помимо всевозможных почестей, необходимость для бренда защищать завоеванные вершины уже в 2014 году: в борьбе с ведущими иностранными и белорусскими молокоперерабатывающими компаниями. А это уже гораздо сложнее, вам кто угодно скажет.

«МОСКВА, КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…»

Если перевести слова Пушкина на современную деловую стилистику, то выводы напрашиваются сами собой. Предприятия, заявившие о себе в этом колоссальном городе, имеют все шансы на то, чтобы развиваться, быть востребованными и не знать, что означают выражения: проблема со сбытом на внешних рынках; дефицит оборотных средств; информационный вакуум и т. д. Чтобы отобрать лучших, в Москве постоянно организовываются форумы, выставки, конкурсы, отборы. В общем, все то, что называется в молодежной среде «круглосуточной движухой».

Для продовольственников всей Европы, подчеркнем, особняком стоит февральская выставка «Продэкспо». Это тысячи стендов, десятки тысяч участников и посетителей. И так в течение недели. И вот на этой мега-выставке, где традиционно обширно представлены переработчики молока со всей Европы, витебчане решили заявить о себе во весь голос.

Был привезен, смонтирован и установлен масштабный, оригинальный стенд. В выставочном павильоне площадью в несколько тысяч квадратных метров его можно было увидеть отовсюду и использовать как путеводную звезду, чтобы не заблудиться в этом водовороте.

С учетом того, что Витебск известен всему миру как город художников, стенд «Віцебскага малака»» был выполнен в оригинальной художественной стилистике. Вот то, что можно смело назвать: «себя показать».

С учетом просчитанной стратегии развития руководством ОАО «Молоко» было решено принять участие в трех специализированных конкурсах, предложенных организаторами «Продэкспо-2014». Стоит ли говорить, что все эти конкурсы проходили под эгидой авторитетных экспертных комиссий. Они (конкурсы, а не комиссии) включали весь спектр характеристик, которые определяют сегодня статус любого продукта. Для бренда «Віцебскае малако» результаты получились впечатляющие.

ЗА ЧТО, КОМУ И ПОЧЕМУ?

Ну а теперь пришло время перечислить витебских героев «Продэкспо». Было бы странно, если бы мы ограничились теорией и рассказом про шикарный стенд. В форуме «Инновационный продукт» золотую медаль получил молочный пастеризованный коктейль «Шоколадное удовольствие».

В конкурсе, где определялись потребительские свойства, были завоеваны три золотых медали: за сметану «Витебские просторы», сливки питьевые пастеризованные и творог зерненый «Белозерница». Наконец, в масштабном конкурсе со всеобъемлющим названием «Лучший продукт-2014» ОАО «Молоко», г. Витебск, получило золотую медаль за масло сладко-сливочное «Яночка Люкс». Кроме того, серебряные медали здесь же завоевали витебская ряженка и мягкий «Адыгейский» сыр.

Все эти успехи приятны. Но когда улеглись эмоции и все завоеванные награды были размещены в своеобразном Зале славы предприятия, возникла необходимость с холодной головой подумать и дать ответ на простые вроде вопросы: «Ради чего эти успехи достигнуты и зачем все это золото нужно?.. Не проще было бы сэкономить, а?..»

Так вот, выставляться на международных форумах, тратиться и побеждать там нужно в первую очередь для того, чтобы доказать специалистам всех уровней. Бренд «Віцебскае малако» не зря сопровождается слоганом: «Верность традициям. На 100 % натуральная продукция». Это не просто красивые, ласкающие слух любого маркетолога, товароведа и покупателя слова. Вот лишь один пример. Технология производства зерненого творога «Белозерница», получившего золото за потребительские свойства в Москве и Гран-при потребительского конкурса «Чемпион вкуса», не имеет аналогов в Беларуси. В Беларуси подход к качеству достаточно строгий, и он определяет статус республики на постсоветском пространстве как страны, где знают толк в натуральных молочных продуктах. Однако не всем удается держать свою марку. Это трудно — получать сырье одного уровня, поддерживать качество готового продукта и т. д.

Почему мы взяли для примера зерненый творог под маркой «Віцебскае малако»? Да потому, что здесь четко просматривается философия компании. Ведь руководство витебского предприятия заявило о своем зерненом твороге широко только тогда, когда убедилось: постоянное качество достигнуто, а значит, можно продвигать в сознание потребителя и торговли. И только после того, как было потрачено много времени, нервов и сил, творог, что называется, «взлетел». Он получил международный сертификат соответствия ISO 22000, начал получать призы. Кстати, производством зерненого творога под маркой «Вiцебскае малако» занимается специально выделенный участок в Новолукомле. Уверяем, что такого рода истории можно рассказать про любой продукт, который сегодня выпускают в Витебске и в филиалах предприятия ОАО «Молоко». Но у нас не так много места и времени. Поэтому, чтобы как-то закруглить полет всех этих мыслей, скажу, может, и банально, но совершенно объективно. Есть все основания полагать — эта внешняя неторопливость, обстоятельность, желание достичь совершенства во всем и формируют основу белорусского бренда «Віцебскае малако». А значит, новые, заслуженные успехи не за горами. Будет интересно за ними следить и анализировать.

Продукт.BY, Александр НОВИКОВ