Артем Белов о трендах мирового молочного рынка

Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал на своей странице в facebook о трендах мирового молочного рынка:

Принял участие в ежегодной встрече GIRA Dairy Club. Хочу поделиться некоторыми соображениями по ее итогам о ситуации и перспективах рынка.

1. 2018 год в целом неплохой для молочной отрасли с точки зрения динамики основных показателей – потребление, производство, мировая торговля. Из негативных трендов – аномальная жара в ряде регионов, а также вялотекущая и долгоиграющая ситуация на рынке СОМ. Кстати, отчасти ситуация с СОМ способствовала активному перетеканию инвестиций в европейский сырный сектор на протяжении последних нескольких лет.

2. Китай тема номер один и источник оптимизма. В стране активно растет потребление. Темпы высокие. Рост не только в крупнейших мегаполисах, но и относительно небольших городах. Основные категории – йогурты, сыры. Большой спрос со стороны HoReCa и пищевой индустрии, в том числе, на молочные ингредиенты. Кстати, прошлогодний прогноз не оправдался и продолжает активно расти импорт UHT-молока.

3. Рост потребления в Китае обеспечивается в основном за счет импорта. В ближайшие годы он достигнет 37% потребления. Причина – высокая себестоимость производства сырья, низкая эффективность, ресурсные ограничения – земля, вода.

Много банкротств в сырье, капитализация публичных компаний – минимальна. Но есть ряд реализованных интересных проектов взаимных инвестиций с Новой Зеландией. Этот опыт может быть интересен для России и Беларуси.

4. Европейский интервенционный фонд активно распродает остатки. Сейчас там около 250 тыс. тонн. Минус более 100 тыс. тонн за год. Ключевой вопрос, куда идет это молоко? Вариантов ответа три: на корма, смешивается со свежим сухом молоком, и (!!!) просто продается с новыми сроками годности. Видимо, на развивающихся рынках. Чиновники комментировать этот вопрос не готовы.

5. Торговые войны могут привести к некоторым изменениям в торговле молочными продуктами. Борьба США против Мексики, Китая, отчасти Канады открывает хорошие возможности для игроков, в том числе, за пределами большой четверки экспортеров. Например, для Уругвая, Беларуси, Украины. Может, России.

6. Доля растительных альтернатив молока на b2c рынке может вырасти в ближайшие годы до 20% или в 4 раза по сравнению с 2002 годом. По сути, растет 2 основных рынка – это Китай и США - это 70% потребления. Много стартапов в поисках новых источников протеинов: соевые продукты падают, растут альтернативы. Дискуссионный вопрос – это как называть данные продукты и что будет с потреблением, если запретить называть их молоком, а просто перевести в категорию напитков?

7. Интересный и расширяющийся b2b рынок – «СЦМ для бедных» или FFMP. Растет динамично, активно отъедает долю рынка СЦМ на развивающихся рынках – Африка, Ближний, Средний Восток, потенциально – Китай. Основной бенефициар – ЕС. Вопрос, который пока остается: а не связан ли весь этот хайп просто с высокими ценами на молочные жиры?

8. В 2019 году стоит ожидать дальнейшего сокращения дельты в стоимости жиров и протеинов. Согласно консенсус прогнозу экспертов, стоимость масла на европейском рынке будет в районе 5 000+ евро, СОМ в районе 1 800 евро в 2019 году.

9. Россия и Беларусь в целом остаются не самыми понятными игроками. С большим потенциалом, в том числе, экспортным, но пока не реализованным. Вопрос доступности сырья – актуален. При этом уровень самообеспеченности молоком РФ и РБ (совместно) около 96-97%. Рынок может быть вполне эффективно сбалансирован и устойчиво развиваться.

10. Если не будет форс-мажоров, молочная отрасль будет развиваться вполне динамично в 2019 году – потребление, производство, торговля. Основные факторы, которые могут активно влиять – традиционно, погода, геополитика (NAFTA, США vs Китай) и курсы валют основных молочных импортеров, а также второго эшелона экспортеров.

Еще раз спасибо большое коллегам из GIRA. Отдельная благодарность - Veronique Agr.